10W-40: синтетика в моторе, хорошо это или плохо?

Хорошая синтетика способна без проблем выполнять свои функции на протяжении всего регламентного срока даже в двигателях, работающих в тяжелых условиях. Одним из наиболее востребованных синтетических смазочных материалов по классу вязкости является масло 10W-40.10w-40 синтетика разных производителей

Минеральные смазочные материалы для двигателей постепенно выходят из оборота ввиду их слабых качеств. Основная доля смазок сегодня приходится на полусинтетику и синтетику. Причем синтетические моторные масла постепенно вытесняют полусинтетические.

В материале статьи разберем детально, что означает этот индекс вязкости, какие имеет преимущества и недостатки, а также в каких случаях его использование наиболее оправдано.

Базы, на которых создается синтетика

Базовые синтетические моторные масла, несмотря на их условное объединение в одну категорию, могут сильно отличаться по цене и своим рабочим свойствам. В первую очередь, на характеристики смазочных материалов влияет способ получения базы.

схема гидрокрекингового производства

Сегодня подавляющее большинство баз для синтетических масел произведено на основе одного из четырех компонентов:

  • продукт перегонки сырой нефти методом гидрокрекинга;
  • база, созданная на основе перегонки нефти жестким гидрокрекингом;
  • полиальфаолефины (ПАО);
  • эстеры.

Есть еще несколько экзотических технологий, разрабатываемых ведущими производителями смазочных материалов. Но эти технологии пока не вошли в массовое производство настолько, чтобы был смысл их упоминать.

Продукты гидрокрекинговой перегонки нефти сегодня все чаще относятся к полусинтетике из-за своих недостаточно стабильных свойств. Однако еще 5 лет назад на канистрах со смазкой, произведенной по этой технологии, повсеместно было написано «синтетика».

схема жесткого гидрокрекинга

Жесткий гидрокрекинг – модифицированная и продвинутая версия обычного гидрокрекинга. Масляная основа, выделенная из сырой нефти и предварительно очищенная, подвергается строго контролируемой термической и химической обработке под огромным давлением. Благодаря этому создается довольно однородный базовый состав с высокими показателями стабильности.

Полиальфаолефиновая база создается из легких фракций нефти или газа путем сложной, многоступенчатой и дорогостоящей обработки. На выходе получается однородный состав с отличными показателями стабильности по отношению к внешним нагрузкам (давлению, перегреву и механическому воздействию).

Эстеровые масла Мотюль

Эстеры производятся из растительных жиров. Растительные жиры, наподобие пальмовых и рапсовых масел, обрабатываются спиртами по сложной технологии. Стоимость эстеровой базы сопоставима с маслами на основе ПАО-компонентов.

Все эти базы ложатся в основу синтетических масел. Отличительной особенностью этих смазочных материалов во все времена являлась стабильность и устойчивость к нагрузкам.

Общая характеристика синтетики 10W-40

Вязкость – основная и наиболее понятная характеристика любого смазочного материала. Именно вязкость определяет, в каких климатических условиях может эксплуатироваться та или иная смазка.

демонстрация вязкости масел

Вязкость 10W-40 говорит о том, что масло всесезонное, может использоваться в температурных интервалах от –25 до +40 °C. Разберем детальнее, почему так.

При отрицательной температуре вязкость масла снижается. Установлено, что для нормальной прокачки по системе вязкость смазки не должна опускаться ниже 60 тыс. мПа•с. Это значение одно из ключевых при присвоении класса по SAE.

На практике это означает, что при увеличении вязкости сверх установленной нормы, масляный насос не сможет эффективно подать смазку к трущимся деталям. Образуется трение на сухую, что повлечет повреждение рабочих поверхностей трущихся деталей.

Вязкость масел по SAE

При положительной температуре вязкость не должна падать ниже порога, при котором начинается сползание масляной пленки с трущихся поверхностей. То есть для моторного масла 10W-40 масляной слой будет гарантировано оставаться на деталях при температуре окружающего воздуха +40 °C.

А с учетом синтетической базы, прочность и устойчивость пленки будет еще выше.

Преимущества и недостатки

Синтетика 10W-40 – одно из самых продаваемых среди всех моторных масел в РФ. Это обусловлено климатическим поясом, в котором находится большинство российских городов.

Отличие синтетики от минералки

К общим для всех синтетических смазочных материалов, имеющих класс вязкости по API 10W-40, можно отнести следующие преимущества:

  • стабильность основы;
  • широкий температурный диапазон применения;
  • долговечность, которая в наименьшей степени (в отличие от других типов баз) зависит от режимов эксплуатации;
  • как правило, высокотехнологичный комплект присадок, обеспечивающий хорошие моющие, диспергирующие, защитные и смазывающие свойства;
  • большой выбор среди производителей на рынке.

К недостаткам синтетических моторных масел, и в частности имеющих вязкость 10W-40, относится довольно высокая стоимость. Причем далеко не всегда переплата за высокое качество является оправданной.

Для простых нефорсированных двигателей, особенно отечественного производства, нет смысла в приобретении дорогой высокотехнологичной синтетики на основе ПАО-компонентов. Вполне подойдут и простые смазки, созданные на базе крекинговой переработки нефти.

Область применения

Область применений любых моторных масел ограничивается сервисной книжкой, поставляемой вместе с автомобилем. Если в перечне допускаемых к использованию нет смазок с вязкостью 10W-40, то нежелательно использовать даже высококачественную синтетику.

Для автомобилей, в инструкции по эксплуатации которых указывается допустимая вязкость применяемых смазочных материалов 10W40, можно выбирать любое масло, соответствующее остальным требованиям (по SAE, API, ILSAC и JASO).

Чистый двигатель после использования синтетики

От этого правила есть небольшое отступление, которое касается двигателей с большим пробегом. Дело в том, что из-за выработки со временем зазор между трущимися деталями увеличивается.

Соответственно масло с небольшой вязкостью уже не в состоянии создавать надежную пленку. Увеличивается расход смазки на угар, повышается вероятность сухого трения и в целом ускоряется процесс износа деталей.

Поэтому некоторые автомеханики советуют после пробега в 150-200 тысяч километров покупать масло с летней вязкостью, которая на один пункт по SAE выше рекомендуемой заводом-изготовителем авто.

Какое масло заливать синтетику или полусинтетику — видео

Например, если в сервисной книге указана рекомендованная вязкость 5W-30, не будет большой ошибкой использовать синтетическое масло 10W-40. Стоит также учитывать климатический пояс, в котором эксплуатируется автомобиль. Для северных регионов такая замена может не пойти на пользу.

Ссылка на основную публикацию