Масло 10W30 – правильный подбор моторных масел

У смазочных материалов для мотора достаточно много задач:

  1. Снижение трения.
  2. Защита от износа.
  3. Охлаждение.
  4. Защита от окисления.
  5. Очистка поверхностей трения.

Если бы от масла требовались только антифрикционные свойства, достаточно было бы немного очистить сырую нефть, и смазывать любой агрегат.

масла 10w30 различных производителей

Однако современные двигатели работают в напряженных условиях, поэтому примитивная смазка моментально потеряет свои качества.

К тому же, автомобили эксплуатируются в различных температурных режимах, это также влияет на свойства смазки, особенно на вязкость.

Каждая жидкость маркируется в соответствии с условиями применения: например, масло 10W40 или 75W90. Чтобы покупатель мог подобрать расходник для конкретного двигателя или коробки передач.

Вязкость является основным параметром

Масло 10w30 и 10w40 в чем разница? Или чем отличается 10W30 от 0W30? Если взглянуть на смазочные материалы, как на простую жидкость, создается впечатление, что все они одинаковые. Однако если поместить смазку в различные температурные условия, разница видна невооруженным взглядом.

В отличие от воды, которая имеет всего три агрегатных состояния: твердое, жидкое или газообразное, масла могут занимать промежуточные положения.

Например, прежде чем замерзнуть, жидкое масло густеет, превращаясь в консистентное. Это значит, что внутри мотора оно не сможет циркулировать по системе смазки и обеспечивать все рабочие зоны.

Еще одна проблема – холодный запуск ДВС после простоя. Смазка может быть настолько густой, что стартер не в состоянии будет провернуть коленчатый вал.
густая смазка

Следующая крайность – слишком жидкая консистенция при высокой температуре. Двигатель прогревается до 100°C — 150°C, и смазка становится текучей, как вода. В таком состоянии, удержать прочную антифрикционную пленку на поверхности участков трения, не представляется невозможным.

То есть, моторное масло должно не замерзать при минусовой температуре, и оставаться достаточно вязким на жаре. Изготовить такую смазку возможно, с применением нанотехнологий и прочих достижений науки.

Однако стоимость состава будет настолько высока, что о массовом применении не может быть и речи.

Как быть? Остается создавать расходные материалы для различных климатических зон и условий применения. А чтобы покупатель мог приобретать нужный товар, разработана единая маркировка: например, масло 10W30.

Обратите внимание
 Разумеется, существует ряд иных параметров, некоторые из которых также отображены на упаковке. Однако вязкость является определяющим фактором при подборе смазки.

Расшифровка 10W30

Когда ученые определились с параметрами вязкости, возникла необходимость приведения маркировки к единому стандарту. За эту работу взялось сообщество автомобильных инженеров. Система классификации получила название SAE: например, SAE 10W30.

В обозначении три составляющих:

  1. Первая цифра (на летних маслах может отсутствовать) – это низкотемпературная составляющая. Обозначает минусовые показатели, при которых смазка еще сохраняет установленную вязкость.
  2. Литера «W» подтверждает, что масло может эксплуатироваться в зимних условиях.
  3. Последняя цифра устанавливает предел температур выше нуля (летние режимы), при которых вязкость позволяет удерживать масляную пленку.

Полная раскладка маркировки указана в таблице:
таблица низкотемпературной вязкости масел 10w30

Как видите, линейной зависимости между цифрами и значениями температуры нет.

Исходя из этого стандарта SAE 10W30, расшифровка масла говорит о следующем:

  • холодный пуск двигателя обеспечивается при температуре окружающего воздуха до -25°C;
  • масло предназначено как для летней, так и для зимней эксплуатации;
  • максимальная температура окружающего воздуха, при которой производитель гарантирует сохранение вязкостных характеристик – не более +25°C.

Расшифровка и значение цифр на канистре с моторным маслом — видео

Моторное масло 10w30 – поведение в различных условиях

Если укладываться в средний температурный диапазон, вне зависимости от базового состава (минералка или синтетика), параметры сохранятся в норме.

Это значит, что при запуске вы не разрядите аккумулятор, а на жаркой горной дороге не наступит масляного голодания. Однако в граничных режимах некоторые масла работают на пределе возможностей.

Рассмотрим вкратце виды базовых основ:

  1. Минералка – получена из нефтяного сырья, методом классической очистки. Это ректификационная возгонка (дистилляция) для отделения тяжелых фракций. Сильно зависит от температуры, заводские параметры остаются в допуске лишь в середине диапазона.
    этикетка масла с маркировкой 10W30
  2. Полусинтетика – это смесь минеральной и 100% синтетической основ для расширения температурного диапазона при сохранении привлекательной стоимости. Неплохой компромисс для экономных водителей.
  3. Гидрокрекинговая основа относится к разряду синтетики (по стандартам той же SAE), однако с точки зрения производства, это минералка высшей степени очистки. Просто температурный диапазон таких масел не отличается от синтетики, но срок службы значительно ниже.
  4. Fully Synthetic – основа, полученная методом синтеза (как правило, из природного газа). 100% синтетика со всеми вытекающими: высокая стоимость, запрограммированный широкий температурный диапазон и продолжительный срок службы.

Характеристики масла 10W30 зависят от сырья, из которого произведен продукт. Поэтому, если вы планируете работать на границе температурного диапазона, рекомендуется взять как минимум полусинтетику 10W30, а если позволяют средства – гидрокрекинг (HC) или Fully Synthetic.

взаимосвязь между текучестью масла и маркировкой

Для средней полосы России с приоритетом прохладного лета, вполне подходит минеральная основа, если это не противоречит инструкции для вашего автомобиля.

Применение масел 10W30

Расходник является универсальным для большей части территорий центральной России. Подходит для 4-х тактных двигателей, работающих на бензине или природном (сжиженном) газе.

Это может быть атмосферный или турбированный мотор. Степень форсирования – низкая или средняя. А вот для дизелей, оснащенных турбонаддувом, это масло не рекомендуется, только для атмосферников.

Ссылка на основную публикацию