Моторные масла, их марки и основные характеристики

Рынок горюче-смазочных материалов сегодня заполнен огромным количеством разнообразных моторных масел. С развитием автомобилестроения к смазкам стали применяться определенные требования, которые сегодня заключены в жесткие рамки. моторное масло в бочках

О сложности и многогранности технологии производства смазочных материалов для моторов современных автомобилей свидетельствует одни факт. Ассоциация европейских производителей автомобилей при переходе на новый стандарт дает два года предприятиям по выпуску масел на разработку новых технологических процессов и перестройку производства. То есть европейцы, которые далеко не аутсайдеры в этой отрасли, посчитали такой срок приемлемым.

В материале статьи рассмотрим основные характеристики современных масел, их маркировку, а также реальные свойства, которые стоят за буквенно-цифровыми обозначениями.

Типы моторных масел

Сегодня все моторные смазки, в зависимости от основы, подразделяются на три типа: минеральные, полусинтетические и синтетические. Рассмотрим каждое из них. Структурная разница между минеральным и синтетическим маслом

Минеральное

Сегодня этот тип практически полностью вытеснен своими более совершенными преемниками. Масло на минеральной основе представляет собой продукт сырой перегонки нефти с добавлением пакета присадок. Обладает низкими эксплуатационными свойствами. Получение базового моторного масла

К главным недостаткам можно отнести невысокую стабильность показателя вязкости при изменении температуры, интенсивное образование различных отложений на поверхности деталей и малую долговечность. К достоинствам относится цена.

Полусинтетическое

Промежуточный вариант между синтетикой и минеральным вариантом. Полусинтетическое моторное масло получается при смешивании двух других типов. Обычно пропорция склоняется в сторону минеральной основы. Это позволяет получать относительно сбалансированный продукт с приемлемым качеством. Цена — средняя.

Синтетическое

Выполнено на основе, получаемой путем крекинговой обработки обычной минеральной основы. Качественно отличается от минерального. Главными положительными показателями выступают: стабильность свойств в широких диапазонах температур, долговечность, высокие смазывающие и защитные свойства. Ввиду сложности процесса перегонки, синтетические смазки довольно дорогие.

Характеристики моторных масел

Если посмотреть протокол результатов исследования смазочных материалов в специализированной лаборатории, то там количество химических, физических и эксплуатационных параметров будет насчитываться под сотню.

Большинство из них играют сугубо справочную роль и, безусловно, являются важными, но не определяющими. Рассмотрим основные свойства моторного масла.

наглядная иллюстрация вязкости моторных масел

  • Вязкость. Эта характеристика относится к одной из самых важных. Ведь именно вязкость масел определяет сферу их применения. Важным параметром является нагруженность и степень форсирования мотора. Если рассматривать климатические условия, то существует такая тенденция: чем больше среднегодовая температура окружающего воздуха, тем большая вязкость должна быть. Вязкость подразделяется на статическую и кинематическую. Определяется в лабораторных условиях на специальном оборудовании.
  • Зольность. Этот параметр влияет на количество образующихся твердых отложений на рабочих поверхностях двигателя. Чем больше зольность, тем лучше смазка защищает детали двигателя, но тем больше образовывает твердых включений при выгорании в цилиндрах. Например, масло моторное, зольные  характеристики которого превышают норму, сегодня может стать причиной понижения экологического класса автомобиля, что в развитых странах накладывает определенные ограничения. Примерный состав моторного масла
  • Щелочное число. Определяет степень окисляемости, а также косвенно влияет на моющие свойства. Сегодня большинство моторных масел делается низкощелочными для поддержания экологических параметров.
  • Наличие значимых химических элементов, таких как фосфор, цинк, бор и кальций.
  • Пакет применяемых присадок. Сложная категория, которая является комплексной и оказывает существенное влияние на итоговые свойства смазки.

Помимо этих характеристик, существует довольно большое количество второстепенных. Эти параметры являются узкоспециализированными и предназначены для оценки свойств смазочных материалов в лабораторных условиях.

Классификация по SAE

Наиболее известным и распространенным классификатором выступает разделение масел по методике, используемой объединением инженеров американской автомобильной индустрии (SAE). Рассмотрим более детально.

Эта классификация основана на одном из главных параметров моторного масла: вязкости. Подавляющее большинство моторных смазок, которые подразделяются по SAE, используют дойную маркировку. классификация по SAE

Первое число и буква W, следующая за ним, обозначает вязкость масла в зимний период. Последующее число, написанное через дефис, указывает класс вязкости при температуре рабочей температуре двигателя, т. е. при 100 °C. Эта маркировка в большой степени определяет температурный диапазон его работы. Например, распространенная марка 10W-40 обозначает следующее:

  1. 10W – при температуре –30 °C вязкость обеспечивает бесперебойную прокачку смазки масляным насосом и ее стабильную подачу по каналам к трущимся деталям.
  2. 40 – при 100 °C вязкость будет составлять 12,6–16,3 мм2/с.

Среди автовладельцев существует одно заблуждение, которое уже довольно прочно укоренилось в народных массах. Заключается оно в следующем: цифра после буквы W говорит о максимально допустимой температуре окружающего воздуха для эксплуатации данного масла.

То есть, если в регионе температура не поднимается выше 30 °C – можно смело брать 10W-30, и назначение этой марки моторного масла будет наиболее подходящим. На самом деле эта зависимость есть, но она весьма условная, и суть заключается немного в другом.

Температура окружающего воздуха играет роль только в момент запуска двигателя и первые минуты работы. После прогрева до рабочей температуры двигателю безразлично, какая температура за его пределами.

Если при морозах в момент запуска застывший смазочный материал может стать причиной серьезной поломки, то летний пуск гораздо безопаснее вне зависимости от консистенции масла и его вязкости.

Поэтому выбирать смазку в двигатель исходя из второй цифры в маркировке по SAE целесообразно исходя из рекомендаций производителя, типа двигателя и степени его износа.

Классификация по API

Американский нефтяной институт создал свою маркировку. Здесь основной принцип заключается в разделении по типу используемого мотором топлива, а также по качеству и технологичности самого масла. Классификация по API

Расшифровать маркировку по API довольно просто. Эта классификация подразумевает всего две заглавные латинские буквы. Первая буква указывает на тип питания:

  • S — масла для бензиновых двигателей;
  • С — масла для дизельных двигателей.

Следующая буква говорит о поколении. Сразу после принятия этой классификация и бензиновые, и дизельные вариации получили второй буквенный индекс A. То есть дизельное масло – SA, бензиновое – CA. С повышением эксплуатационных свойств и технологичности вторая буква заменяется новой в алфавитном порядке. Сегодня актуальными стандартами выступают SN и CI, основной технической особенностью которых являются высокие экологические показатели.

Подавляющее большинство современных смазочных материалов для двигателей универсальны и не подразделяются на дизельные и бензиновые. Маркируются они теми же буквенными сочетаниями через наклонную черту, например, SM/CI.

Также иногда через дефис к марке приставляется цифра 4 или 2, что обозначает, соответственно, масло предназначено для четырехтактных или двухтактных двигателей.

Классификация по ACEA

Ассоциация европейских производителей классифицирует масла по собственно разработанной системе. В основу заложены эксплуатационные и экологические свойства. Есть 4 буквы, которые определяют область использования масел, и цифра, указывающая на поколение. Классификация по ACEA

Буквенные индексы могут быть:

  • A – бензиновые моторы;
  • B – дизельные моторы;
  • C – бензиновые и дизельные двигатели, оснащенные системами очистки отработавших газов (каталитическими нейтрализаторами или сажевыми фильтрами);
  • E – дизельные двигатели тяжелых машин и промышленной техники.

Как и в случае с предыдущей классификацией масел, здесь подавляющее большинство смазочных материалов универсальные. Обозначаются через косую черту. Например, сегодня наиболее распространенными и актуальными являются марки:

  • A3/B4;
  • A5/B5;
  • C-3;
  • Е-7;

Сегодня в Европе, являющейся лидером в области экологических технологий, основной упор при производстве масел делается на экологичность.

Заключение
Моторные масла, их марки и основные характеристики разнообразны и довольно сложны. Вне зависимости от классификационных признаков, подбирать масло необходимо исходя из рекомендаций производителя.

А в случае если в техническом руководстве указаны конкретные названия моторных масел и их наименования – лучше придерживаться их. Также стоит не забывать про поправки на условия эксплуатации автомобиля и степень износа двигателя.

Подробно про характеристики и классификации моторных масел от SAE до API — видео лекция

Ссылка на основную публикацию