Буквально полвека назад у автовладельцев не было никаких проблем с выбором антифриза. В радиатор заливалась обычная вода, которая при наступлении морозов сливалась на ночь.
Современные силовые установки предъявляют к охлаждающей жидкости более высокие требования, простой водой из-под крана уже не обойтись.
Кроме того, при бешеном ритме жизни, невозможно представить себе автовладельца, который каждый зимний вечер сливает воду из двигателя, а утром заполняет радиатор снова.
Постоянно меняющиеся экологические и технологические требования привели к тому, что вместо простой воды, водители используют разнообразные охлаждайки: тосол, антифриз G11, G12, G13, а также их подклассы. И главная проблема этого разнообразия – несовместимость составов.
Артикул имеет значение
Если отбросить тосолы (которые тоже имеют различия), выбор покупателя сужается до трех основных вариантов:
G11 – этиленгликолевая группа, с ограниченным пакетом добавок. Экономный вариант, цветовая идентификация: зеленый. Покрывает антикоррозийным слоем всю внутреннюю поверхность, что ухудшает теплообмен. Используется в маломощных моторах с малыми предельными оборотами.
G12 – в качестве незамерзайки используется этиленгликоль и карбоксилат. Отличительная особенность: защита от коррозии возникает не на всей поверхности, а только в необходимых местах. Благодаря этому, улучшается теплоотвод с металлических частей. Такой антифриз достаточно дорогой, но его можно использовать в моторах с высокой термической нагрузкой. Цвет – красный.
G13 – антифриз на основе полипропиленгликоля. По характеристикам мало отличается от предыдущего состава, отличается минимальным воздействием на окружающую среду.
Состав дорогой, поэтому пользуется невысоким спросом у автовладельцев б/у машин. Цвет G13 желтый, оранжевый, либо фиолетовый: в зависимости от типа присадок и производителя.
При выборе не так важно, какого цвета антифриз. Главное класс (G13 либо иной), а также сообщение на этикетке, какая присадка используется в качестве антизамерзайки.
Автовладельцам более известен антифриз VAG G13, благодаря широкой гамме автомобилей.
Фиолетовый антифриз Volkswagen AG заливается в двигатели AUDI, SEAT, Skoda, и собственно Volkswagen. Помимо общепринятого стандарта, имеется маркировка автопроизводителя: G 013 A8J M1.
Желтый антифриз G13 выпускается сторонними производителями, концерн VW не рекомендует заливать его в свои машины.
Характеристики и классификация охлаждающей жидкости G13
С точки зрения Volkswagen AG, антифриз имеет допуск TL 774 J. Состав включает широкий пакет ингибиторов коррозии, которые работают не только в атмосферных, но и в горячих турбированных моторах.
Силикатные добавки формируют защитную пленку на всей внутренней поверхности, практически не снижая теплопроводности.
Практически все производители (VAG, Coolstream, и пр.) выпускают антифриз G13 по современным экологическим нормам. Кроме того, этот состав не имеет ограничений по сроку службы.
О свойствах, цвете и производителе антифриза G13 — видео
Свойства антифриза G13
- Этот антифриз абсолютно нейтрален по отношению к цветным металлам: медь, алюминий. Резиновые шланги сохраняют эластичность, пластиковые патрубки не трескаются.
- Противостоит кавитационным разрушениям, не пенится.
- Температура закипания составляет минимум 135°C. При экстренном перегреве антифриз G13 может резко сбросить температуру мотора.
- Не образует известковых отложений, промывает каналы.
- При правильном разбавлении, можно довести нижний предел замерзания до -40°C.
Интересно, что в состав антифриза G13 не входят ядовитые вещества. Если вдруг возникнет желание употребить его вовнутрь (что бессмысленно с точки зрения алкоголя), по крайней мере, не будет летального исхода.
Самый важный вопрос: можно ли смешивать G13 и G12?
Разберем конкретно продукцию для VAG. На расширительных бачках системы охлаждения чаще всего можно встретить маркировку G12 (с плюсами или без них).
А на конвейере, особенно в европейских версиях, где вопросы экологии на первом месте, заливается G13. В документации на автомобили, совместимость G12 и G13 не предусматривается.
То есть, ни запрета, ни явного разрешения нет. Однако составы присадок с точки зрения химии идентичны. Поэтому смешивать эти составы можно.
Непонятен практический смысл:
- если у вас уменьшился уровень ОЖ по причине испарения, доливать надо только воду, никакой химии;
- при повреждении радиатора, вы все равно сольете весь антифриз для ремонта железа, смешивания не будет;
- для полной замены охлаждающей жидкости вообще нет проблем: сливается старый антифриз, производится промывка дистиллятом, заливается новый.
А вот смешивать остальные типы незамерзаек с G13 недопустимо. Образуются желеобразные комки, забивающие соты радиатора.
О совместимости антифриза поколения G13 с другими жидкостями — видео
Как разбавить антифриз VAG G13?
Если вы приобрели концентрат (а это наиболее выгодный вариант), его необходимо разбавить дистиллированной водой. Причем линейной зависимости нет.
Химическая особенность полипропиленгликоля следующая:
- 33% концентрата: замерзание -18°C, кипение +108°C
- 40% концентрата: замерзание -24°C, кипение +111°C
- 50% концентрата: замерзание -37°C, кипение +114°C
При попадании концентрата в систему, густая жидкость затянется в соты радиатора и закоксуется. А в таре большого объема, растворение происходит равномерно.
Как разбавить G13 смотрите в этом видео