Для нормального функционирования двигателя внутреннего сгорания, он должен смазываться. При этом масло не просто плещется на дне картера: по специальным каналам оно должно поступать к рабочим точкам. Для этих целей в моторе работает масляный насос, который приводится в действие коленчатым валом.
Принцип действия несложный: насос нагнетает жидкость в фильтр, смазка очищается, и по масляным каналам перемещается к точкам смазки. В некоторых местах оно просто стекает на вращающиеся детали, при необходимости происходит орошение воздушно-капельным путем.
И в том и в другом случае, правильное давление масла в двигателе играет решающую роль. При его отсутствии, смазываться будет только коленчатый вал: остальные узлы трения и вращения буду работать в сухом режиме, что неминуемо приведет к поломке ДВС.
Какое давление масла должно быть в двигателе?
Рабочее давление масла в каждой силовой установке разное, единого стандарта не существует. При этом, на рабочих оборотах давление должно быть выше, чем на холостых. Это логично: чем быстрее крутятся детали двигателя, тем интенсивнее смазка.
Приведем цифры на примере популярных моторов:
- 16-клапанные моторы переднеприводных ВАЗов: на холостых оборотах не более 1 бар, при 4-5 тыс. оборотов оно доходит до 6 бар;
- 1,4 л. двигатель Шевроле Лачетти: на холостых оборотах не более 0,7 бар, при 3,5 тыс. оборотов оно доходит до 3 бар;
- Типичный дизельный атмосферник Mercedes: в режиме холостого хода 0,3 бар, при рабочих оборотах 3,5 бар.
Что влияет на показатели давления в двигателе?
- рабочий объем мотора;
- количество цилиндров;
- система ГРМ: 2, 3, 4 клапана на цилиндр;
- количество заливаемого масла;
- тип ДВС: турбированный или атмосферник;
- вид топлива: бензин, дизель;
- расположение цилиндров: рядное, V (W) образное, оппозитное.
Показатели нормального давления масла в различных режимах имеются в инструкциях по ремонту и регламентному обслуживанию конкретной модели автомобиля.
Особенно важно, чтобы вязкость масла соответствовала стандарту, установленному для данного двигателя и погодных условий. При рабочих оборотах (на примере четырехцилиндрового мотора 2,0 л) насос прокачивает около 30 литров масла в минуту.
Правильное давление не сможет нагнетаться, если смазка будет слишком густой или жидкой.
Что опаснее для двигателя, низкий уровень масла, или недостаточное давление?
Эти два события связаны друг с другом. Масляное голодание (низкий уровень) является одной из причин низкого давления. Маслонасос «хватает» воздух, который имеет высокую степень сжатия. В результате, усилия крыльчатки (шестерен) насоса тратятся на сжимание воздушных пузырей, вместо того, чтобы нагнетать давление.
А какие еще причины приводят к потере давления масла?
- Несоответствие вязкости по SAE. Слишком густая жидкость с трудом проходит через поры масляного фильтра. А повышенная текучесть приводит к кавитации – образованию воздушных пузырей при нормальном уровне масла.
- Перегрев двигателя, точнее – некорректная работа системы охлаждения. При ненормально высокой температуре (за пределами допуска по SAE) масло разжижается. Далее: см. предыдущий пункт.
- Физическая неисправность масляного насоса:
Поломка нагнетательного узла (крыльчатки, шестерен);
Нарушение герметичности корпуса: бывают случаи протирания насоса цепью ГРМ внутри картера. - Попадание в моторное масло посторонних жидкостей: например, антифриза через «пробитую» прокладку. Последствия – разжижение, образование эмульсии, пены, воздушных пузырей.
- Сильное загрязнение масляного фильтра. Иногда при проведении регламентных работ, меняется только жидкость, а фильтр продолжает забиваться.
Как проверить давление масла в двигателе
Разумеется, замер давления в двигателе не производится перед каждым выездом из гаража. Мало того, такая процедура в принципе не предусмотрена регламентом технического обслуживания.
Для этого существуют два контрольных прибора:
- стрелочный указатель;
- контрольная лампа давления масла.
Если стрелочный циферблат присутствует не в каждом автомобиле, то контрольная лампа (красного цвета) всегда есть на приборной панели. Даже если она не горит постоянно, а вспыхивает при холостых оборотах на непрогретом моторе, это повод бить тревогу.
Проверка манометром давления масла в двигателе BMB X5 — видео
Проверка давления масла в двигателе начинается с исправности средств контроля.
Вспоминаем о том, что по мере роста оборотов меняется и давления масла в двигателе. Это вовсе не означает, что вы будете наблюдать за постепенным перемещением стрелки от нулевой отметки к ограничителю. Прибор показывает, что давление есть, не более того.
Просто психологически вы чувствуете себя спокойнее. А вдруг контрольная лампа перегорела? Тогда вы наблюдаете за состоянием давления по стрелочке.
И вот, случилось страшное: стрелка на нуле (при наличии прибора), красная лампа горит или подмигивает.
- Даже если вы не знаете, как проверить давление масла, посмотрите на контрольный щуп. Уровень ниже отметки «MIN» запросто может привести к масляному голоданию, и снижению давления.
- Осмотрите пробку заливной горловины на предмет отсутствия белесой эмульсии. Если на крышке видна смесь воды и смазки – незачем проверять давление масла. Ищите порванную (пробитую) прокладку между головкой блока и корпусом картера двигателя. В смазке присутствует антифриз.
- Проверьте отсутствие потеков на корпусе двигателя. Может разгерметизировалась прокладка картера, какой-нибудь сальник, или сливная пробка.
- В случае, если перечисленных проблем нет – проверяем датчик давления. Обычно он расположен в районе масляного фильтра. Смотрим на целостность разъема, сигнальных проводов. Если есть возможность – меняем датчик на заведомо исправный, сравниваем результат.
Вместо датчика давления вкручиваем манометр для технических жидкостей. Скорее всего, вам понадобится переходник или даже шланг удлинитель.
Как проверить давление масла в двигателе механическим манометром — видео
Запускаем двигатель, даем прогреться, и оцениваем давление на разных оборотах.
Естественно, при отключении датчика и установки прибора, будет гореть индикатор масла на приборной панели. Главное – чтобы компьютерный «мозг» вашего авто не определил это состояние, как неисправность, и не перевел двигатель в аварийный режим. Тогда вы не сможете поднять обороты для замера.
Слишком «умные» автомобили имеют возможность отключить аварийную ситуацию для проведения обслуживания.
Заключение
Если вы определили, что давление в ДВС ниже нормы, следует немедленно прекратить эксплуатацию транспортного средства. Последствия будут необратимыми: даже после устранения причины, мотор уже пострадал от «сухого трения» и перегрева точек вращения.
Если проблема выявлена в гараже – приступайте к ремонту. Алгоритм поиска проблемы смотрите в перечне причин падения давления (выше по тексту). Если «красная масленка» застала вас в пути – лучше вызовите эвакуатор. Стоимость перевозки однозначно ниже, чем незапланированный капитальный ремонт мотора.