Давление масла в двигателе – контроль, проверка

Для нормального функционирования двигателя внутреннего сгорания, он должен смазываться. При этом масло не просто плещется на дне картера: по специальным каналам оно должно поступать к рабочим точкам. Для этих целей в моторе работает масляный насос, который приводится в действие коленчатым валом.

Давление масла в двигателе
Давление масла в двигателе

Принцип действия несложный: насос нагнетает жидкость в фильтр, смазка очищается, и по масляным каналам перемещается к точкам смазки. В некоторых местах оно просто стекает на вращающиеся детали, при необходимости происходит орошение воздушно-капельным путем.

И в том и в другом случае, правильное давление масла в двигателе играет решающую роль. При его отсутствии, смазываться будет только коленчатый вал: остальные узлы трения и вращения буду работать в сухом режиме, что неминуемо приведет к поломке ДВС.

Какое давление масла должно быть в двигателе?

Рабочее давление масла в каждой силовой установке разное, единого стандарта не существует. При этом, на рабочих оборотах давление должно быть выше, чем на холостых. Это логично: чем быстрее крутятся детали двигателя, тем интенсивнее смазка.

Прибор показывает давление масла
Нормальное давление масла в двигателе ВАЗ 2103

Приведем цифры на примере популярных моторов:

  • 16-клапанные моторы переднеприводных ВАЗов: на холостых оборотах не более 1 бар, при 4-5 тыс. оборотов оно доходит до 6 бар;
  • 1,4 л. двигатель Шевроле Лачетти: на холостых оборотах не более 0,7 бар, при 3,5 тыс. оборотов оно доходит до 3 бар;
  • Типичный дизельный атмосферник Mercedes: в режиме холостого хода 0,3 бар, при рабочих оборотах 3,5 бар.

Что влияет на показатели давления в двигателе?

  • рабочий объем мотора;
  • количество цилиндров;
  • система ГРМ: 2, 3, 4 клапана на цилиндр;
  • количество заливаемого масла;
  • тип ДВС: турбированный или атмосферник;
  • вид топлива: бензин, дизель;
  • расположение цилиндров: рядное, V (W) образное, оппозитное.

Показатели нормального давления масла в различных режимах имеются в инструкциях по ремонту и регламентному обслуживанию конкретной модели автомобиля.

Важно: Эти цифры могут быть правильными только при исправных компонентах двигателя (маслонасос, фильтр). Разумеется, само моторное масло должно соответствовать допускам производителя автомобиля.
стандарт соответствия указан на канистре с маслом

Особенно важно, чтобы вязкость масла соответствовала стандарту, установленному для данного двигателя и погодных условий. При рабочих оборотах (на примере четырехцилиндрового мотора 2,0 л) насос прокачивает около 30 литров масла в минуту.

Правильное давление не сможет нагнетаться, если смазка будет слишком густой или жидкой.

Что опаснее для двигателя, низкий уровень масла, или недостаточное давление?

Эти два события связаны друг с другом. Масляное голодание (низкий уровень) является одной из причин низкого давления. Маслонасос «хватает» воздух, который имеет высокую степень сжатия. В результате, усилия крыльчатки (шестерен) насоса тратятся на сжимание воздушных пузырей, вместо того, чтобы нагнетать давление.

А какие еще причины приводят к потере давления масла?

  1. Несоответствие вязкости по SAE. Слишком густая жидкость с трудом проходит через поры масляного фильтра. А повышенная текучесть приводит к кавитации – образованию воздушных пузырей при нормальном уровне масла.
    Воздушные пузырьки в моторном масле
    Воздушные пузырьки в моторном масле
  2. Перегрев двигателя, точнее – некорректная работа системы охлаждения. При ненормально высокой температуре (за пределами допуска по SAE) масло разжижается. Далее: см. предыдущий пункт.
  3. Физическая неисправность масляного насоса:
    Поломка нагнетательного узла (крыльчатки, шестерен);
    Поломка нагнетательного узла
    Нарушение герметичности корпуса: бывают случаи протирания насоса цепью ГРМ внутри картера.
  4. Попадание в моторное масло посторонних жидкостей: например, антифриза через «пробитую» прокладку. Последствия – разжижение, образование эмульсии, пены, воздушных пузырей.
  5. Сильное загрязнение масляного фильтра. Иногда при проведении регламентных работ, меняется только жидкость, а фильтр продолжает забиваться.

Как проверить давление масла в двигателе

Разумеется, замер давления в двигателе не производится перед каждым выездом из гаража. Мало того, такая процедура в принципе не предусмотрена регламентом технического обслуживания.

Для этого существуют два контрольных прибора:

  • стрелочный указатель;
  • контрольная лампа давления масла.

Если стрелочный циферблат присутствует не в каждом автомобиле, то контрольная лампа (красного цвета) всегда есть на приборной панели. Даже если она не горит постоянно, а вспыхивает при холостых оборотах на непрогретом моторе, это повод бить тревогу.

Проверка манометром давления масла в двигателе BMB X5 — видео

Проверка давления масла в двигателе начинается с исправности средств контроля.

Для информации
Стрелочный указатель не является манометром. Чаще всего он просто работает параллельно контрольной лампе. Даже если он подключен к собственному датчику давления, стрелка не перемещается в реальном времени вслед за его показаниями.

Вспоминаем о том, что по мере роста оборотов меняется и давления масла в двигателе. Это вовсе не означает, что вы будете наблюдать за постепенным перемещением стрелки от нулевой отметки к ограничителю. Прибор показывает, что давление есть, не более того.

Просто психологически вы чувствуете себя спокойнее. А вдруг контрольная лампа перегорела? Тогда вы наблюдаете за состоянием давления по стрелочке.

И вот, случилось страшное: стрелка на нуле (при наличии прибора), красная лампа горит или подмигивает.

  1. Даже если вы не знаете, как проверить давление масла, посмотрите на контрольный щуп. Уровень ниже отметки «MIN» запросто может привести к масляному голоданию, и снижению давления.
  2. Осмотрите пробку заливной горловины на предмет отсутствия белесой эмульсии. Если на крышке видна смесь воды и смазки – незачем проверять давление масла. Ищите порванную (пробитую) прокладку между головкой блока и корпусом картера двигателя. В смазке присутствует антифриз.
  3. Проверьте отсутствие потеков на корпусе двигателя. Может разгерметизировалась прокладка картера, какой-нибудь сальник, или сливная пробка.
  4. В случае, если перечисленных проблем нет – проверяем датчик давления. Обычно он расположен в районе масляного фильтра. Смотрим на целостность разъема, сигнальных проводов. Если есть возможность – меняем датчик на заведомо исправный, сравниваем результат.

Вместо датчика давления вкручиваем манометр для технических жидкостей. Скорее всего, вам понадобится переходник или даже шланг удлинитель.

Как проверить давление масла в двигателе механическим манометром — видео

Запускаем двигатель, даем прогреться, и оцениваем давление на разных оборотах.

Важно: При подключении измерительных приборов на место датчика, часть моторного масла может пролиться. Перед измерением долейте жидкость до уровня по щупу.

Естественно, при отключении датчика и установки прибора, будет гореть индикатор масла на приборной панели. Главное – чтобы компьютерный «мозг» вашего авто не определил это состояние, как неисправность, и не перевел двигатель в аварийный режим. Тогда вы не сможете поднять обороты для замера.

Слишком «умные» автомобили имеют возможность отключить аварийную ситуацию для проведения обслуживания.

Заключение

Если вы определили, что давление в ДВС ниже нормы, следует немедленно прекратить эксплуатацию транспортного средства. Последствия будут необратимыми: даже после устранения причины, мотор уже пострадал от «сухого трения» и перегрева точек вращения.

Если проблема выявлена в гараже – приступайте к ремонту. Алгоритм поиска проблемы смотрите в перечне причин падения давления (выше по тексту). Если «красная масленка» застала вас в пути – лучше вызовите эвакуатор. Стоимость перевозки однозначно ниже, чем незапланированный капитальный ремонт мотора.

Общее правило
Своевременно проводите ТО, и заливайте в мотор только «правильное» масло: соответствующее допуску автопроизводителя.
Ссылка на основную публикацию