Гидрокрекинг, что это такое или как получают моторное масло

Несмотря на то, что потребительские свойства современных смазочных материалов определяются количеством присадок, его базовые качества напрямую зависят от основы. В их числе – срок эксплуатации и зависимость вязкости от температуры.

Гидрокрекинговая колонна

Все автолюбители знают, что существует два вида основы:

Разница в качестве и стоимости привела к созданию компромиссного масла: полусинтетики. Тут все понятно: смешиваем в определенной пропорции два вида основы, получаем состав не слишком дорогой, но уже с приемлемыми характеристиками.

Вроде всё просто: три основных вида. Однако производители подкинули нам еще одну задачку: гидрокрекинговое масло. В зависимости от страны происхождения, его относят то к минералке, то к синтетике.

Чтобы понять, что такое гидрокрекинг – рассмотрим технологию производства

На иллюстрации представлен типичный процесс первичной переработки нефти.
схема первичной переработки неф
Для получения смазочных материалов, применяются такие продукты нефтеперегонки, как газойль и мазут. Основу для моторного масла, полученную с помощью гидрокрекинга, производят из газойля. Для этого на нефтеперегонном заводе строится установка гидрокрекинга.
нефтеперегонный завод
Это масштабное сооружение, затраты на его строительство сопоставимы с ценой небольшого НПЗ полного цикла. Однако продукт, полученный с его помощью настолько популярен, что все издержки окупаются в короткий срок.

К сведению
Реакторы гидрокрекинга очищают полученный из сырой нефти газойль с помощью воска. Удаляются вредные примеси: азот, сера, фосфор. После чего, длинные 8-12 атомные цепочки разбиваются (эта процедура и называется крекингом).

Короткие, имеющие однородную структуру соединения молекул, соединяют обратно. Но уже не хаотично, а с помощью молекул водорода (процесс называется гидрирование). Отсюда слово «гидро».
схема процесса двухступенчатого гидрокрекинга

В чем преимущество коротких молекул углеводородов?

  1. Такие соединения мало зависят от окружающей температуры, то есть вязкость меняется плавно, без вреда для конечного продукта (масла);
  2. Производство и дальнейшее применения продуктов гидрокрекинга экологично, поскольку не используются токсичные реактивы: только природный водород;
  3. Большинство вредных примесей не удаляются, а преобразовываются в полезные.

Что такое гидрокрекинговое масло, синтетика или не синтетика?

Почему гидрокрекинговое масло называют синтетикой? К реальности это не имеет никакого отношения. С точки зрения химии процесса, 100% синтетикой можно считать только тот продукт, молекулы которого получены искусственным путем.

Как появился гидрокрекинг — видео

В процессе получения гидрокрекинговой основы, молекулы углеводорода сначала расщепляются (дробятся), а затем склеиваются заново.

  • получаем ли мы новый продукт? Однозначно – да. Довод в пользу тех, кто считает гидрокрекинг синтезом;
  • новые молекулы создаются искусственным путем? Однозначно – нет. Это химическое преобразование, а не синтез в чистом виде.

Тогда почему возникло такое неоднозначное трактование, казалось бы, ясной терминологии? Ответ прост. Если бы это касалось науки в чистом виде – никто не назвал бы гидрокрекинг синтетикой. Но масло продается, стало быть на передний план выходит маркетинг.

Синтетическое масло имеет стоимость, которая существенно выше минерального, и даже полусинтетического. Потребитель платит за высокое качество и характеристики. При появлении основы, полученной в процессе гидрокрекинга, выясняется, что конечный продукт ненамного хуже чистого синтеза. Есть возможность продавать как бы синтетическое масло по конкурентным ценам.
Масло Магнетик Кастрол

На упаковке появляется надпись типа «fully synthetic», и счастливый (при этом не сильно обманутый) покупатель экономит деньги, получая действительно качественный продукт. Небольшой обман кроется в терминологии: все-таки 100% синтетика производится из молекул газа.

Дальше вступает в силу национальное законодательство. В некоторых европейских странах обязательно указывать аббревиатуры HC (гидрокрекинг), или PAO (синтетика). Вроде как покупатель должен получить достоверную информацию.

Иное национальное законодательство предполагает добровольное уведомление: например, можно указать на этикетке HC – synthetic, кто знает – тот поймет.

Американские и японские производители убедили сертификационные органы в том, что расщепление и новое соединение молекул также является синтезом. Поэтому в этих странах продукт гидрокрекинга с полным правом относится к синтетике.

Единственный факт реального обмана может возникать только на прилавках торговых сетей. Изначально, производитель определяет стоимость гидрокрекинга существенно ниже, чем синтетики. А вот недобросовестные продавцы могут продавать HC – synthetic по цене 100% синтетики, пользуясь отсутствием достоверной информации на упаковке.

Разберем, какое масло лучше: гидрокрекинговое или синтетическое

Про минеральные масла мы знаем следующее: высокая зависимость от температуры, плохая стабильность при нагрузке, малый срок службы. При этом – отличные смазывающие свойства (пока они не изменились в процессе эксплуатации), и разумеется, низкая стоимость.

Гидрокрекинг или синтетика, что лучше — видео

Свойства синтетических масел также хорошо известны. Продолжительность эксплуатации, высокая температура вспышки, стабильность характеристик, малая зависимость от температуры.

Двигатель легче запускается, увеличивается его мощность. При этом высокая стоимость, плохая экология, нет экономии расхода топлива, характеристики теряются не постепенно, а лавинообразно (нельзя превышать срок замены).

И наконец, гидрокрекинговое масло. Главное преимущество – более низкая (в сравнении с «fully synthetic») цена. Кроме того, эта основа имеет сбалансированные показатели вязкости, которые подходят практически к любому мотору. Отличительная черта этой основы – повышение экономичности.

Недостатки – гидрокрекинговое масло не такое универсальное с точки зрения температуры применения. Оно испаряется: для некоторых двигателей, потребуется долив между сервисными сроками.

Как отличить гидрокрекинговое моторное масло от синтетического?

Если вам нужен именно продукт гидрокрекинга – ищите надпись «HC-Synthese».
надпись «HC-Synthese» на канистре с маслом
Производители, которые хотят выдать гидрокрекинговый продукт за чистый синтез, напротив, постараются информацию о способе производства скрыть. С точки зрения Закона о защите прав потребителей – обмана нет, поэтому признаком чистой синтетики может стать лишь высокая цена или честность продавца. Сегодня, никакой уважающий себя автомагазин не будет продавать HC по цене синтетики.

  1. Достоверную информацию можно получить, если масло произведено в одной из стран Евросоюза. Тогда на этикетке будет аббревиатура HC. Информации о минеральной основе может не быть, а вот 100% синтетика обязательно маркируется соответствующей надписью.
  2. Азиатские страны (Корея, Япония) принимают гидрокрекинг, как синтетику. Соответственно на упаковке вы увидите только 3 градации: синтетика, полусинтетика, минералка. Ориентируемся на цену.
  3. Россия также не считает, что синтетика не может производиться из жидких нефтепродуктов. Поэтому снова минералка, полусинтетика, и две категории (синтез и гидрокрекинг) под общим знаменателем.
Важно! Никаких способов проверки основы моторного масла в домашних (гаражных) условиях не существует. Только профессиональная химическая лаборатория.

Преимущества и недостатки

На самом деле нет смысла тратить время и деньги на экспертизу. Принципиально важно наличие в картере мотора чистой синтетики лишь для высоко форсированных и оборотистых моторов. А для таких автомобилей выбор смазочных материалов жестко регламентирован производителем. Обычно 2-3 марки, которые точно будут синтетическими.

Преимущества и недостатки моторных масел с разными основами — видео

Для остальных автомобилей – гидрокрекинговое масло оптимальный выбор. При современной культуре производства и технологиях, качество основы, полученной из нефти (а затем газойла), не уступает полностью синтезированной из природного газа.

Разница проявляется лишь в экстремальных условиях. А это фактически гоночный режим. Собственно, водители, выжимающие из своих автомобилей предельные возможности – это и есть категория покупателей чистой синтетики. Остальные могут с чистой совестью экономить.

Ссылка на основную публикацию