Консервационная смазка: разновидности и применение

Металлы, из которых состоит большинство агрегатов и механизмов, подвержены влиянию окружающей среды. Конкретно – даже пребывая в обычной атмосфере под навесом (без прямого попадания осадков), техника ржавеет.

Для предотвращения коррозии применяются грунты, полимерные покрытия, покраска, нанесение слоя металлов, не подверженных окислению.

При всех этих мерах, остаются незащищенные поверхности, которые по техническим причинам не могут быть окрашены или оцинкованы. Для покрытия уязвимых деталей применяются консервационные смазки.
Военная техника в консервационной смазке
Для консервации можно использовать обычные пластичные составы, но это слишком расточительно: антифрикционные смазки стоят дороже. Поэтому масла для защиты выпускаются отдельной категорией, которая составляет почти 1/5 от консистентных продуктов.

Основные разновидности

По предназначению консервационная смазка для металла делится на две категории.

Общего назначения

Эти составы работают только на защиту от внешнего воздействия (преимущественно от коррозии). Главная задача – создание относительно прочной и стойкой пленки вокруг уязвимого металла.

Учитывая атмосферное хранение агрегатов, консервационная смазка должна выдерживать интенсивные осадки, перепады температур и воздействие ультрафиолета.

Механическая прочность не так важна, внешнее воздействие практически не оказывается. А вот с гравитацией придется побороться: текучесть не должна превышать силу адгезии, а точка каплепадения рассчитана на экстремальную жару. Антифрикционные возможности не имеют значения.

Канатные смазки

Этот продукт выполняет две задачи: сохраняет металлические нити стальных тросов от коррозии (особенно, если они расположены снаружи агрегата) и снижает внутреннее трение.
канат в канатной смазке

Второй момент не менее важен: при постоянном движении тонкие проволоки истираются, и трос теряет прочность. Поэтому такие составы имеют более высокую стоимость.

Из чего делают консервационные и канатные смазки?

Основа, как правило, делается из нефтепродуктов, реже применяется синтетическая база (все-таки, для этих целей используются более экономные варианты).

Раньше применялись органические материалы (животный жир или растительное масло), но эти компоненты имеют слишком ограниченный срок службы. Поэтому даже низкая стоимость не сделала органику популярной.

  • Этот продукт относится к пластичным (консистентным) составам, стало быть, в нем должен быть загуститель. Поскольку основа минеральная, загустители также делают из углеводородов. Обычно, это парафины или церезины. Если требуется большая пластичность (чтобы консервационная смазка не трескалась на солнце), загуститель изготавливается на основе солей высших жирных кислот, то есть мыла.
  • Основная задача смазки – защита от окисления. Значит, в состав обязательно входят присадки-ингибиторы коррозии. Такие добавки должны быть маслорастворимыми, и содержаться во всей массе консервационной смеси.
  • Без хорошей адгезии не обойтись: консистентный состав должен прочно «прилипнуть» к поверхности. При этом, он должен смываться неагрессивными растворителями: иногда требуется удаление консервационной смазки.
  • Для консервации активно используемых агрегатов (элементы подвески и днище автомобиля) обычные составы не подходят. С помощью особых присадок получают пленкообразующие нефтяные ингибиторные смазки. днище автомобиля смазанное консервационной смазкой
  • Для создания канатных смазок, адгезия не так важна. Поэтому особая роль отводится антифрикционным присадкам.

Практическое применение

Для чего служит консервационная смазка можно судить уже по названию, для постановки техники на длительное хранение. Рассмотрим наиболее популярные смазки со схожими свойствами.

Консервационная смазка К 17

Этот продукт относится к старейшим разработкам, ГОСТ 10877-76 принят еще при СССР.
масло консервационное К17
В качестве основы применяется авиационное масло МС-20 с добавлением трансформаторных масел. Загустителем является петролатум окисленный и каучук.

Этот продукт используется для консервации особо уязвимых металлов: снаружи масло наносится распылением, внутри прокачивается под давлением. Срок службы не менее 5 лет.

Перед вводом в эксплуатацию, агрегат отмывается от консерванта с помощью активных органических растворителей.

Вода или нестойкие химические реагенты не могут смыть поверхностную пленку, поэтому ценность продукта актуальна по сей день. Потребителей привлекает баланс стоимости и высокого качества.

Консервационная смазка ПВК

Еще один продукт с многолетней историей. Более известна под названием «пушечное сало». Способ изготовления: термическое сплавление подготовленного вязкого масла (база) с петролатумным загустителем.

Кроме того, густота улучшается за счет церезина. Поскольку изначально, температура каплепадения составляла всего лишь 50°C, по-новому ГОСТ 19537-83 добавляется специализированная присадка МНИ-7. Она не дает пленке стекать с вертикальных поверхностей при нагреве.

Главное преимущество «пушечного сала» — выдающаяся водостойкость. Смазка незаменима при консервации военной техники (отсюда и название), хранящейся под открытым небом. Ни солнце, ни интенсивные осадки не способны разрушить защитную пленку.

Свойства сохраняются минимум 10 лет на открытом воздухе. В закрытых боксах консервация может быть продлена до 15 лет.

Современная консервационная смазка аэрозоль

Нанесение состава традиционным способом (как в армии) неудобно и не эстетично. Поэтому производители придумали новую форму выпуска: аэрозольный баллончик.
аэрозольная консервационная смазка КМ-60
Если вы не ставите на длительное хранение танк или ракетную установку, вполне достаточно 400-500 мл консерванта. Например, консервационная смазка для мотоцикла на одну обработку стоит недорого, и поможет сохранить железного коня в холодном гараже зимой.

Еще одно применение – защита элементов подвески, подверженных атмосферным влияниям.
применение консервационной аэрозольной смазки

Чем снять консервационную смазку в начале сезона?

Если вы не хотите покупать специальное средство для удаления консерванта, можно воспользоваться старым дедовским способом. С агрегатов, не имеющих резиновых уплотнителей, смазка удаляется бензином. В остальных случаях подойдет обычный бытовой керосин.

Главное, соблюдать пожарную безопасность при выполнении работ, и дать агрегату хорошенько проветриться перед использованием.

Ссылка на основную публикацию