Консистентная смазка – применение, разновидности

Для чего нужны смазочные материалы? В первую очередь, для снижения трения между деталями, которые в процессе работы динамически соприкасаются друг с другом.

Помимо антифрикционных, у масел и смазок есть иные задачи. Защита от коррозии, агрессивной внешней среды, очистка поверхности от загрязнений, уплотнение узлов для сохранения герметичности.

подшипник в консистентной смазке

Жидкие масла обеспечивают теплоотвод для охлаждения нагруженных агрегатов. Существуют и специальные задачи: например, создание разделительного слоя при объемной отливке деталей или создании изделий из стеклопластика.

Соразмерно задачам, требуются различные свойства масел. Восприимчивость к температуре, вязкость, и пр. Например, жидкая или консистентная смазка, совершенно по-разному ведут себя в одних и тех же механизмах.

Консистентная смазка, что это такое?

Иное наименование: пластичная смазка. Представляет собой дисперсную смесь жидкой классической основы с загустителем, удерживающим консистенцию при определенных (рабочих) температурах.

Что такое консистентная смазка с точки зрения агрегатного состояния? Ее нельзя отнести ни к жидкостям, ни к твердым предметам. Это мазеобразное вещество с отличной адгезией (достаточно липкое, чтобы удерживаться на необработанных поверхностях).

Консистентная смазка под микроскопом
Консистентная смазка под микроскопом

До определенного объема (или толщины слоя) смазка удерживается на поверхности детали в любых положениях: горизонтальное, вертикальное.

Наибольший интерес представляет переходный период агрегатного состояния. Под нагрузкой, непосредственно в зоне контакта обработанных деталей, смазка переходит в жидкое состояние, равномерно распределяясь по поверхности.

В состоянии покоя, субстанция сохраняет первоначальную форму, и не удаляется из рабочей зоны самостоятельно. Так же точно ведет себя сливочное масло при комнатной температуре.

При намазывании на хлеб – состав растекается, как жидкость. Стоит прекратить воздействие – масло остается в той же форме, в которой было нанесено.

В качестве примера, посмотрим, как работает смазка консистентная для подшипников. Даже если сепараторы не закрыты кожухом (открытый подшипник), состав остается в рабочей зоне, как при работе узла, так и в состоянии покоя.
роликовый подшипник в смазке
А в точке касания роликов (шариков) и обоймы, густота сменяется на жидкость, и обеспечивает надежное антифрикционное покрытие.

При этом стоит хоть капле смазки выдавиться из зоны работы, она моментально фиксируется, и не разбрызгивается за пределы агрегата. При отсутствии загустителя, масло просто вытекло бы из сепаратора подшипника.
опорные подшипники и жидкая смазка

Производство подобных составов – это целая индустрия. Например, Exxon Mobil Corporation выпускает консистентную смазку Mobil для подшипниковых заводов: она закладывается в обойму прямо на конвейере.
различные виды консистентных смазок

Нефтяные концерны постоянно совершенствуют химический состав, улучшая характеристики и потребительские свойства пластичной смазки.

Свойства пластичных смазок

Рассмотрим наиболее важные свойства, которые часто используются при подборе консистентных смазок для механизмов.

Главный параметр – температура каплепадения

Чем она выше, тем дольше состав будет удерживаться на поверхности детали под нагрузкой.

Обратите внимание
Любое масло при нагреве меняет вязкость: проще говоря, становится более жидким. Обратная сторона медали: высокотемпературная консистентная смазка может оказаться слишком густой в зимних условиях, и на проворачивание механизма придется затрачивать больше усилий.

Эффективная вязкость

Загустевший состав приобретает консистенцию парафина, и не формирует жидкую фазу в рабочей зоне. Например, неправильно подобранная смазка для велосипеда просто осыпается с цепной передачи на морозе, или скатывается в комочки.
велосипедная цепь в смазке

Поэтому разработка формулы – это постоянный поиск компромисса. Эффективная вязкость – как раз определяет способность переходить в жидкое агрегатное состояние, и удерживаться на поверхности. Особенно важно сохранять стабильную консистенцию в негерметизированных узлах.

Пенетрация

Это степень густоты в так называемом твердом агрегатном состоянии. Замеры производятся с помощью тарированного конуса, погружаемого в емкость со смазкой.
ПН 10С прибор для проверки пенетрации
В чистом виде этот параметр не важен, однако он определяет предел прочности слоя и его зависимость от температуры.

Параметры определяются составом, подробности на иллюстрации:
схема состава различных консистентных смазок
Создание формулы происходит в соответствии с техническим заданием, которое представляет конкретный заказчик, или в целом диктует рынок.

Некоторые производители работают исключительно в содружестве с корпоративными потребителями (производители агрегатов, подшипников, автомобилей).

А такие компании, как Liqui Moly, выпускают консистентную смазку в основном для розничной торговли.

Виды консистентных смазок

  1. Базовая основа (минералка или синтетика) не сильно влияет на базовые свойства, она определяет качество и цену. Назначение зависит в основном от типа присадок, особенно – загустителя.
  2. Натриевые (также могут использоваться с кальцием). Умеренный температурный диапазон (70°C — 100°C). Недорогие в производстве, но разрушаются при воздействии воды.
  3. Литиевые имеют продолжительный срок службы, выдерживают большое давление в рабочей зоне. Так же зависимы от влажности.
  4. На основе силикона. Обладают хорошими антифрикционными свойствами. Кроме того, консистентная силиконовая смазка не смывается водой и может быть использована в качестве антикоррозийной защиты.
  5. Алюминиевые особенно устойчивы к воздействию воды (и других жидкостей). Защищают металлические поверхности от окисления, работают в условиях термонагрузок.
  6. Консистентная смазка с тефлоном выдерживает температуры до 250°C. Практически не переходит в жидкое агрегатное состояние, оставляя на поверхности своеобразную антифрикционную пленку. Не проводит электрический ток.
  7. Полиуретановые смазки безвредны для человека, поэтому активно применяются в пищевой и медицинской промышленности. Имеют ограниченный срок службы, поскольку подвержены биологическому разложению.

Универсальная консистентная смазка

На самом деле – ее не существует. Универсальность может быть обеспечена только в узких рамках условий применения. Например, пластичная автомобильная смазка может применяться в подшипниках, ШРУСах и шаровых опорах.

Однако ее нельзя закладывать в шестерни принтеров или в механизм кофемашины. Поэтому производители предлагают целую палитру составов для самых разных нужд.

Профильность консистентных смазок не является проблемой. Условно они разделяются не более чем на 3 категории:

  • индустриальные (для механических агрегатов и транспорта) Например, солидол;
  • медицинские (они же пищевые);
  • специальные (для измерительных приборов, бытовой и офисной техники).
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector