Масло КС-19: особенности состава, применение

Воздушные компрессоры относятся к агрегатам, для которых требуются особые условия эксплуатации и обслуживания. То же самое относится к расходным материалам для них: обычное моторное масло, а тем более отработка (даже очищенная), не подойдет.

Если компримированный газ не растворяется в смазке, следует применять специальные жидкости: например, масло КС-19.

Оно разработано с учетом возможного попадания в сжимаемый воздух, поскольку отделить поршневую систему от приводного механизма, в отличие от картерной смазки ДВС не получится.
масло в компрессор

Производители компрессоров предъявляют свои требования к этим продуктам, поэтому нефтеперегонные заводы закладывают в них определенные характеристики.

Краткое описание компрессорного масла КС 19

Это продукт селективной очистки минерального сырья: сернистой нефти. Оптимальная вязкость и применяемые присадки, позволяют применять смазку в любых роторных и поршневых компрессорах без ограничений по компримированным газам.

Допуски соответствуют требованиям при работе в агрегатах высокого и среднего давления.

Технология производства

В качестве сырья применяется исключительно нефть, синтетические основы для этих масел не допускаются в соответствии с ГОСТ.

В результате сложного процесса химического преобразования с применением водорода (научное название – гидроочистка), при высокой температуре и поддержании давления, снижается содержание сернистых фракций.

Кроме того, к положительным побочным эффектам данного метода можно отнести уменьшение соединений, содержащих кислород (поэтому масло имеет низкий коэффициент окисляемости). Молекулы углерода подвергаются гидрокрекингу, происходит насыщение непредельных углеводородов.
схема производства масла КС 19

Полученная базовая основа с допустимой вязкостью смешивается с ограниченным количеством присадок (их низкое содержание – это характерная особенность продукта).

Масло КС 19 – свойства и характеристики

Смазка постоянно работает в непосредственном контакте со сжимаемым газом. Основных задач две:

  • антифрикционные свойства способствуют снижению трения в парах поршень-цилиндр;
  • уплотняющие свойства создают герметичность в зонах трения и повышают производительность компрессора.

Кроме того, высокие антиокислительные показатели сохраняют поршневую группу и привод компрессора от коррозийного влияния сжимаемых газов.

Высокие рабочие температуры агрегата вынуждают производителя идти на компромисс. Например, вязкость масла КС 19 должна быть низкой, для моментального вхождения компрессора в рабочий режим.

Сжатый воздух (газ) должен появляться с первых тактов после запуска. Однако ввиду повышения температуры (при сжатии это естественный процесс) вязкость может снизиться слишком сильно, вплоть до потери характеристик. Это может нарушить герметичность поршневой группы.

Для противостояния этому явлению, в смазку очень ограниченно добавляются стабилизирующие присадки. На химическом уровне обеспечивается термическая стабильность во всем рабочем диапазоне температур компрессора.

Антифрикционных добавок нет, поскольку основа сама по себе справляется с этой задачей.

Основные характеристики масла КС-19:

  • Эксплуатационные характеристики по ГОСТ 9243-75;
  • кинематическая вязкость (измерения проводятся при температуре 100°C) – 18-22;
  • технологический индекс вязкости > 95;
  • противоокислительные показатели высокие, кислотное число отсутствует;
  • низкая коксуемость, менее 1%;
  • малая зольность: менее 0,01%;
  • отсутствуют растворимые кислоты и щелочи, растворители, механические примеси;
  • содержание воды = 0;
  • малая сернистость, не более 1%;
  • температура вспышки при нагреве в открытом тигле: +260°C;
  • морозоустойчивость: масло застывает при температуре — 15°C;
  • плотность масла КС 19 при средней температуре +20°C, не более 0,91.

Выпускается как в 200 литровых бочках, так и в меньшей таре, для непромышленного применения.
масло КС 19 в канистре

Применение масла КС 19

  • компрессорные установки для сжимания газов и чистого воздуха (поршневые и ротационные);
  • может работать как в одноступенчатых, так и в многоступенчатых агрегатах (даже без промежуточного охлаждения газа);
  • воздуходувки, в которых происходит непосредственный контакт газа и смазочного материала.
Информация
Высокие эксплуатационные характеристики позволяют применять КС 19 в агрегатах без сверки с заводскими допусками по расходным материалам.

Помимо основной области применения, эту смазку (в основном отработавшую свой ресурс) применяют в кузнечных цехах для закалки изделий из металла. Такая популярность среди кузнецов обусловлена чистотой продукта (точнее, малым количеством присадок).

Чем заменить (или вместо чего использовать?)

Как уже отмечалось, применение моторных масел и отработок в компрессорах высокого давления недопустимо, подробности в этом материале. Ближайшим аналогом компрессорного масла КС 19 является МС-20.

Замена допускается в любую сторону, при этом лучше следовать рекомендациям производителя агрегата. По крайней мере, характеристики должны совпадать.

Ссылка на основную публикацию