Для работы гидравлических механизмов (системы управления, силовые приводы, сервисные системы, усилители) требуется специальная жидкость. Она должна иметь следующие базовые параметры:
- малая сжимаемость;
- антифрикционные свойства;
- сохранение характеристик в требуемом диапазоне температур.
Всем этим требованиям удовлетворяет масло ВМГЗ, специально разработанное для гидромеханизмов.
Эта техническая жидкость приобрела особую популярность в средней полосе России, и в северных широтах. Несмотря на то, что ВМГЗ, это всесезонное гидравлическое масло, особенно ярко рабочие качества проявляются при низких температурах.
Собственно, производители рекомендуют применять его именно в таких условиях. Масло ВМГЗ производится ведущими нефтяными концернами: «Лукойл», «Роснефть», и пр.
Кроме того, эту жидкость можно встретить и под иными брендами.
Описание и технология производства
Гидравлическое масло ВМГЗ представляет собой 100% минеральный продукт. Основа технической жидкости – продукт переработки сырой нефти.
Такая основа обычно пенится при переменных нагрузках, поэтому добавляется антипенная присадка. Благодаря этому малая вязкость ВМГЗ не приводит к ухудшению остальных параметров.
Разумеется, производство не обходится без добавления противоизносных и антиокислительных компонентов. Для обеспечения хорошей адгезии на стенках цилиндров гидроприводов, в состав добавляется небольшое количество загустителя на основе полиметакрилата.
Старое обозначение этого типа жидкостей: МГ-15В.
Аналогичная маркировка по ISO 6074.4-82:
- группа HV содержит загущающую присадку;
- группа HM без присадочная категория.
Расшифровка аббревиатуры ВМГЗ соответствует ГОСТ 17479.3-85.
У символов следующее значение:
- «В» — всесезонное применение;
- «М» — изготовлено из минерального сырья, использование синтетических добавок не допускается;
- «Г» — категория применяемости: гидравлическое;
- «З» — в составе имеется загуститель.
Поскольку характеристики ВМГЗ (вне зависимости, «Лукойл», или иной производитель) соответствуют ранее принятому стандарту МГ-15В, класс вязкости соответствует значению 15. Это означает, что при рабочей температуре +40°C, кинематическая вязкость составляет 13,5 – 16,5 сантистокса.
Параметры по ГОСТ изображены в таблице:
Параметры | Показатели |
Цвет | Янтарный (темный) |
Состояние | Жидкость |
Механические примеси | Отсутствуют |
Вода | Отсутствует |
Класс вязкости по ISO | 15 |
Температура застывания | - 60 °С |
Температура возгорания (открытый тигель) | +135°С |
Плотность (t ≤ 20°С) | 865 кг/мЗ |
Коэффициент вязкости | ≥160 |
Максимальная зольность | 0,15% |
Кинематическая вязкость (t = + 50°С) | 10 м2/с |
Кинематическая вязкость (t = - 40°С) | 1500 м2/с |
Применение масла ВМГЗ
Согласно температурному стандарту, эта техническая жидкость применяется в средней полосе России, как зимний сорт масла. Используется в строительной, сельскохозяйственной, дорожной, лесозаготовительной технике и транспортных механизмах.
Разумеется, не в двигателях, а в системах гидропривода. Ограничений по использованию гидронасосов нет, не теряет свойства при рабочем давлении более 25 МПа.
При работе на открытом воздухе температура масла может колебаться в пределах от -50°C до +80°C. Пиковые значения этого диапазона скорее тестовые, нежели рабочие.
Нормальными считаются условия (при которых технические характеристики ВМГЗ сохраняются длительное время) в диапазоне -35°C до +50°C.
Если масло ВМГЗ «Лукойл» применяется в условиях крайнего Севера – состав считается всесезонным (для этого климатического пояса).
Видео о свойствах масла ВМГЗ Лукойл
При этом, перед запуском механизмов предварительный разогрев жидкости не требуется. Это конкурентное преимущество: далеко не все аналоги ВМГЗ могут работать в таком режиме.
Почему пользователи тяжелых агрегатов выбирают ВМГЗ?
Предложений с заявленной низкой температурой застывания, на рынке нефтепродуктов более чем достаточно.
Чаще всего, это обычная гидравлика либо индустриальное масло с добавлением небольшого количества присадок, обеспечивающих расширение нижней границы температур.
Однако такой «синтез» при повышении нагрузки приводит к потере характеристик.
Вторая крайность – качественное импортное масло с отличными характеристиками, но с завышенной стоимостью. К тому же, на крупных предприятиях или автохозяйствах потребление гидравлического масла измеряется десятками тонн, и закупка дорогостоящей жидкости нерентабельна.
Отечественные производители нефтепродуктов: такие, как «Газпромнефть», «Роснефть», «ТНК», «Лукойл», предлагают неограниченные объемы качественного и недорогого масла ВМГЗ.
- Рабочие свойства этой жидкости действительно не меняются в указанном диапазоне температур, поскольку стабильность работы обеспечена не добавлением присадок, а качественной основой. Благодаря этому ресурс использования продлевается, снижая затраты.
- Обеспечивается контроль входного качества при получении партии жидкости.
- Согласно ГОСТ 17479.3-85, масло ВМГЗ не может быть изготовлено из восстановленной отработки. Используется только сырое первичное нефтяное сырье.
Производители декларируют, а ресурсные испытания подтверждают отличные потребительские свойства масла:
- низкая температура застывания (в пределах -60°C) позволяет фасовать, перекачивать и заправляться маслом в экстремальных условиях;
- широкий диапазон температур, при которых базовые характеристики не меняются, позволяет работать с этим продуктом практически в любой климатической зоне;
- благодаря отсутствию пенообразования, ВМГЗ может использоваться в гидравлических механизмах с малым диаметром поршней (где обычно «закипает» жидкость);
- малое химическое влияние на элементы гидропривода, антиокислительные свойства выше среднего;
- не создает взвесей и дисперсий, хорошо фильтруется в процессе эксплуатации.
Предлагается практически в любой фасовке: от 18 литровых канистр, до 200 литровых бочек и поставки в тару покупателя (ж/д или автоцистерны). Полный цикл производства (от добычи до поставок покупателю) размещен на территории России. Зависимость от экономических санкций нулевая.