Смазка 158: происхождение, применение и характеристики

Густой состав глубокого синего цвета знаком автолюбителям еще со времен СССР. Многие помнят, как при разборке крестовины карданного вала, обнаруживалась непонятная субстанция, совершенно непохожая на традиционные коричневые «литолы» и «солидолы» (не говоря о «графитке» и черном «нигроле»).

Лукойл №158 смазка

Сегодня синим цветом никого не удивить, применение и характеристики смазки 158 аналогичны передовым импортным составам.

А ведь первоначальный состав был разработан именно в НИИ химической промышленности СССР. А уже много позже, по причине традиционного головотяпства советских патентных служб, формула попала в руки ведущих зарубежных производителей.

Попробуем разобраться, насколько традиционная отечественная смазка 158 отличается от импортных аналогов.

Где применяется смазка 158?

Изначально этот тип консистентной смазки применялся исключительно в автотракторных парках многочисленных колхозов и строительно-монтажных управлений.

Причем смазывались только подшипники качения электрооборудования. Например, подшипники генераторов, в которые закладывалась сто пятьдесят восьмая, работали вместе с агрегатом до самого списания, без необходимости закладки нового состава. смазываем подшипник смазкой 158

Электрические стартеры, в механизмах которых использовалась эта смазка, работали дольше, чем с иными маслами. Это говорит о высоком качестве продукта, разработанного в 60-х годах прошлого века.

После дополнительных испытаний, эту смазку стали применять в более нагруженных агрегатах. Например, в шарнирах неравных угловых скоростей.

Игольчатые подшипники этих механизмов достаточно сложно разбирались для профилактики и замены, поэтому требовалось «долгоиграющее» масло. 158-й состав идеально подходил для этой задачи.

Еще одна область применения – карданные передачи. Синяя смазка закладывается в подшипники крестовин, и обеспечивает не только малое трение, но и неплохую защиту от износа.

Единственное условие – двойная степень герметизации. Иначе смазка быстро растеряет свойства от смешивания с влагой и грязью.

Обратите внимание
В числе базовых преимуществ масла 158, значится водостойкость. Однако в карданной передаче интенсивность попадания посторонних компонентов настолько велика, что масло просто не выдерживает такой «атаки».

Кстати, о карданных валах. При покупке классики АвтоВАЗа, бытовало мнение: если на крестовинах были следы от синей смазки, узел считался практически вечным.
смазка 158 на карданном валу

А если кардан смазан обычной коричневой смазкой, срок его службы был недолог. Многие покупатели правдами и неправдами «доставали» этот волшебный состав, и закладывали его в крестовины самостоятельно, вытесняя другую смазку.

Свойства смазки 158

  • типовой цвет – синий или темно-синий (смазка 158М имеет коричневый оттенок);
  • вязкость, измеренная при температуре 0°C = 400;
  • начало каплепадения отмечается при температуре 140°C, поэтому смазка не подходит для узлов с высокой силовой нагрузкой при одновременно высокой скорости;
  • проникающая способность без принудительного перешивания (пенетрация) = 240-320;
  • предел прочности масляного пятна в рабочей зоне, при температуре 50°C = 130;
  • отпрессованная коллоидная стабильность = 21%;
  • антикоррозийная защита – высокая;
  • щелочные характеристики (содержание в % отношении) = 0,1;
  • содержание воды – отсутствует, возможно в виде нерастворенных следов;
  • кислоты, в том числе органические – отсутствуют.

Базовая основа – минеральные продукты очистки нефти. Синий цвет настоящей сто пятьдесят восьмой (без дополнительных индексов) придает фталоцианин меди. Это основная присадка, выполняющая роль загустителя. Кроме того, этот компонент резко повышал антиокислительные свойства.

Современные составы, например, смазка 158 от Лукойл, сохраняют базовую формулу, но использует иные присадки. Фактически, это минеральное базовое масло МС-20, в которое просто добавили литиево-калиевый загуститель.

То есть, стеариново-кислотное мыло (не путать с предметами гигиены). Это повысило диапазон применения от -40°C, что дает возможность использовать смазку в северных районах.

смазка Азмол 158

Существуют смазки с узким диапазоном применения. Азмол 158, по рекомендации производителя, используется только в ШРУС, то есть применение ее в подшипниках электрооборудования не предполагается. Хотя параметры практически не отличаются от «исторического» состава.

Смазка Grease 158

Смазка Grease 158 имеет более насыщенный состав. Помимо классического загустителя, в ней присутствуют индатрен и канифоль. Улучшены противозадирные свойства и повышена температура каплепадения, до 150°C.

Импортные смазки схожие со 158

Мировые производители, в свое время получившие уникальную формулу, предлагают аналогичные составы, но по более высокой стоимости.

  1. BP : Energrease LS-EP 2, SY 2202
  2. Shell: Alvania RL 1
  3. Nyco Interm: Inc Nyco Grease 57c

Так что автолюбители, не доверяющие отечественному производителю, легко найдут замену.

Ссылка на основную публикацию