Любой электроинструмент имеет сильно нагруженную механическую часть, от исправности которой зависит работоспособность всего устройства. Как правило, это шестеренный редуктор, который в угловой шлифовальной машинке (в просторечии – болгарке) еще и меняет угол оси вращения.
Любой движущийся механизм нуждается в снижении трения, а смазка для редуктора болгарки еще и способствует охлаждению агрегата.
Владелец домашнего инструмента заинтересован в том, чтобы аппарат работал достаточно долго и после гарантийного срока, когда поломки можно устранять за счет производителя (или магазина). Для этого изделие необходимо правильно и своевременно обслуживать.
Зачем нужна смазка в редукторе болгарки?
С технической точки зрения, редуктор УШМ не слишком сложен. Две шестерни и валы:
- ведущая расположена на валу электродвигателя, в 90% случаев без переходных ступеней, соединена напрямую;
- ведомая представляет собой корону из зубьев, соединенную с валом для крепления рабочего диска.
Валы крутятся в опорных подшипниках, которые могут быть с запрессованной обоймой (смазка внутри, закладывается в заводских условиях), так и с открытым сепаратором. Во втором случае, смазка может меняться и закладываться в процессе технического обслуживания.
Зубья шестерен находятся в постоянном зацеплении, и работают с переменными скоростями и нагрузкой. В результате давление возникает по обе стороны зуба с одинаковой интенсивностью. Если редуктор и подшипники будут работать «на сухую», металл очень быстро сотрется, возникнут люфты.
К чему это приведет:
- Сначала увеличится шум при работе, который будет усиливаться пропорционально износу.
- Нестыковка зубьев может спровоцировать заклинивание механизма редуктора.
- Затем при прохождении люфтового зазора, каждый раз будут возникать удары зубьев друг о друга.
- От перегрева, вызванного повышенным трением, металл шестеренок потеряет прочность.
- Дело закончится поломкой одного или нескольких зубьев, и выходу из строя инструмента.
Неприятный финал? А всего-то, надо было потратить немного времени и денег на приобретение расходных материалов и смазать редуктор болгарки.
Помимо основной задачи: снижения трения, смазка исполняет роль теплопроводящей пасты. Шестерни нагреваются, а отводить тепло может только металлический корпус редуктора. Поскольку масло имеет высокую теплопроводность, температура эффективно рассеивается на наружных стенках инструмента.
Как обслужить редуктор УШМ?
Периодичность смазки может быть указана в инструкции по обслуживанию, но это довольно условный интервал. Вы же не сможете рассчитать количество моточасов от ТО до ТО.
Поэтому рекомендуется при интенсивном использовании менять смазку не реже 1 раза в год. Тем более что это совсем не сложно. Достаточно открутить 4 болта на корпусе редуктора, извлечь старую смазку и заложить свежую.
Дожидаться появления посторонних шумов не следует. Если это произошло – значит, механизм уже изношен.
Чем смазывать редуктор болгарки?
Для снижения трения применяется смазка для болгарки, рекомендованная производителем. В результате мы получаем ситуацию, знакомую по обслуживанию автомобиля в дилерской СТО: только бренд, указанный в регламентной книжке.
Пока инструмент на гарантии, сервисный центр проводит обслуживание именно по такой рекомендации. А какую смазку использовать для редуктора болгарки, если вы сами выполняете регламентные работы?
Разумеется, специальные обозначения есть только на продуктах, имеющих логотип производителя УШМ.
Одноименная смазка для болгарок идеально подойдет для обслуживания, но стоимость ее обычно выше аналогов. Например, консистентные масла для редуктора автомобиля работают под нагрузками, которые многократно превышают условия работы УШМ.
А стоимость такого продукта может быть ниже. Кроме того, если у вас есть автомобиль, наверняка имеются и масла для его обслуживания. Так зачем покупать еще один тюбик, если можно просто воспользоваться готовой смазкой?
Для правильного подбора достаточно взглянуть на характеристики, и сравнить их с требованиями для смазки УШМ:
- высокая адгезия, поскольку есть вероятность центробежного разбрызгивания смазки с ведомой шестерни;
- водостойкость: болгарка часто используется на улице, возможно попадание влаги в редуктор;
- стойкость к образованию эмульсии;
- высокая температура каплепадения, снова высокие обороты: разогретое масло может разбрызгиваться с рабочей поверхности;
- стабильность параметров при высоких температурах (эта характеристика важнее, чем возможность работать на морозе);
- способность связывать абразивные частицы, попадающие в корпус редуктора.
Последнее свойство особенно актуально, если угловая шлифовальная машина используется для обработки камня. Абразивная пыль – это главная проблема для редукторов болгарок и причина преждевременного износа.
Поэтому для инструмента, работающего в условиях высокой запыленности, замена смазки производится чаще, с полной промывкой полости редуктора.
В этом видео подробно о том, какими смазками обслуживать редуктор болгарки
Альтернатива брендовым смазкам
Если у вас в гараже нет подходящей автомобильной смазки, а тратить деньги на «Макиту» или «Бош» не хочется (тем более что эти заводы все равно не имеют нефтеперерабатывающих мощностей), обратитесь к известным универсальным производителям.
Неплохие составы предлагают Castrol, Mobil или Huskey. Разумеется, вам не следует покупать банку весом 1-4 кг, для двух-трех обслуживаний УШМ вполне достаточно 100-250 мл.