Практически все автолюбители со стажем знают артикул ЦИАТИМ 201. Этой консистентной смазке более 50 лет, и она до сих пор в строю. Массовое применение в конце прошлого века обуславливалось тотальным дефицитом расходных материалов, в то время как «двести первый» всегда можно было достать.
Универсальную формулу внедрил Центральный институт авиационных топлив и масел. Несмотря на авиационную направленность, знаменитый институт разрабатывал достаточно широкий ассортимент масел для самых разных механизмов, в том числе автотранспорта.
Эта смазка, как и раньше, выпускается строго по ГОСТ 6267-74. Качество гарантируется, однако для современных механизмов ЦИАТИМ 201 недостаточно хорош, поэтому многие автолюбители используют аналоги: например 221 номер.
Состав смазки
Изготавливается из недорогих нефтяных масел (никакой синтетики) с низким коэффициентом вязкости. В качестве загустителя применяется традиционное литиевое мыло (научное наименование – стеарат лития).
Для улучшения базовых характеристик, в состав добавляется антиокислительная присадка. Базовая основа получается с помощью обычной возгонки, что обуславливает низкую стоимость – основное преимущество этой смазки.
Характеристики и применение ЦИАТИМ 201
Адгезия и вязкостные характеристики обеспечивают отличные антифрикционные параметры. Коэффициент трения деталей, смазанных этой смазкой, стремится к нулю.
Интересно, что недорогой состав служит достаточно долго, при соблюдении определенных условий эксплуатации.
- Температурные характеристики ЦИАТИМ 201 не выдерживают критики. Если морозоустойчивость более чем достойная (-60°C), то верхний предел для современных условий явно недостаточен (+90°C). Смазка хорошо зарекомендовала себя в условиях северной эксплуатации. Подшипники, в которые закладывался «двести первый», свободно проворачиваются при лютых морозах без прогрева.
- Механические возможности средние: предел прочности не более 500 Па. Высокие нагрузки противопоказаны, масло просто выдавливается из пятна контакта. Тем не менее, ЦИАТИМ 201 хорошо работает на скользящих поверхностях (разумеется, при средних нагрузках).
- Несмотря на хорошую адгезию, смазка легко вымывается любыми посторонними жидкостями, поэтому ее нельзя использовать на открытых поверхностях. Оптимальное применение – внутренние узлы, а также элементы, закрытые пыльниками и сальниками. Например, подшипники, вращающиеся с небольшой скоростью, или шаровые опоры.
- Благодаря минеральной основе и нейтральному литиевому загустителю, ЦИАТИМ 201 абсолютно безопасен экологически. Хранение в банках не является проблемой, даже в домашних условиях. Кстати, это свойство позволяет применять смазку в петлях дверей и замках.
Чем отличается ЦИАТИМ 201 от 221, и других аналогов?
«Двести первый» в 3-5 раз дешевле, на этом преимущества заканчиваются. Артикул 221 подразумевает кальциевый загуститель. Это означает устойчивость к высоким температурам (до 150°C) и пролонгированный срок эксплуатации. Правда на морозе он загустевает.
Где используется и чем отличается ЦИАТИМ 221 — видео
В отличие от 201, старший брат не растворяется в воде, что позволяет использовать его в наружных узлах. Предел прочности выше на 30%, смазка 221 может работать на более высоких скоростях.
ЦИАТИМ 201 не лоялен к резиновым изделиям, он их размягчает. 221 номер полностью к ним нейтрален. Но за качество нужно платить, а в следующей ценовой категории можно выбрать и более именитые аналоги.