ЦИАТИМ 201 – дешево, не значит плохо

Практически все автолюбители со стажем знают артикул ЦИАТИМ 201. Этой консистентной смазке более 50 лет, и она до сих пор в строю. Массовое применение в конце прошлого века обуславливалось тотальным дефицитом расходных материалов, в то время как «двести первый» всегда можно было достать.

Универсальную формулу внедрил Центральный институт авиационных топлив и масел. Несмотря на авиационную направленность, знаменитый институт разрабатывал достаточно широкий ассортимент масел для самых разных механизмов, в том числе автотранспорта.
Смазка циатим 201
Эта смазка, как и раньше, выпускается строго по ГОСТ 6267-74. Качество гарантируется, однако для современных механизмов ЦИАТИМ 201 недостаточно хорош, поэтому многие автолюбители используют аналоги: например 221 номер.

Состав смазки

Изготавливается из недорогих нефтяных масел (никакой синтетики) с низким коэффициентом вязкости. В качестве загустителя применяется традиционное литиевое мыло (научное наименование – стеарат лития).
этикетка на банке с циатим 201
Для улучшения базовых характеристик, в состав добавляется антиокислительная присадка. Базовая основа получается с помощью обычной возгонки, что обуславливает низкую стоимость – основное преимущество этой смазки.

Характеристики и применение ЦИАТИМ 201

Адгезия и вязкостные характеристики обеспечивают отличные антифрикционные параметры. Коэффициент трения деталей, смазанных этой смазкой, стремится к нулю.

Интересно, что недорогой состав служит достаточно долго, при соблюдении определенных условий эксплуатации.

Это свойство противоречит заводским параметрам (низкая коллоидная стабильность), однако практика доказывает обратное. При длительном хранении загуститель выделяется из состава, а при интенсивной эксплуатации этой проблемы нет.
  • Температурные характеристики ЦИАТИМ 201 не выдерживают критики. Если морозоустойчивость более чем достойная (-60°C), то верхний предел для современных условий явно недостаточен (+90°C). Смазка хорошо зарекомендовала себя в условиях северной эксплуатации. Подшипники, в которые закладывался «двести первый», свободно проворачиваются при лютых морозах без прогрева.
  • Механические возможности средние: предел прочности не более 500 Па. Высокие нагрузки противопоказаны, масло просто выдавливается из пятна контакта. Тем не менее, ЦИАТИМ 201 хорошо работает на скользящих поверхностях (разумеется, при средних нагрузках).
  • Несмотря на хорошую адгезию, смазка легко вымывается любыми посторонними жидкостями, поэтому ее нельзя использовать на открытых поверхностях. Оптимальное применение – внутренние узлы, а также элементы, закрытые пыльниками и сальниками. Например, подшипники, вращающиеся с небольшой скоростью, или шаровые опоры.
  • Благодаря минеральной основе и нейтральному литиевому загустителю, ЦИАТИМ 201 абсолютно безопасен экологически. Хранение в банках не является проблемой, даже в домашних условиях. Кстати, это свойство позволяет применять смазку в петлях дверей и замках. механизм замка смазан циатимом

Чем отличается ЦИАТИМ 201 от 221, и других аналогов?

«Двести первый» в 3-5 раз дешевле, на этом преимущества заканчиваются. Артикул 221 подразумевает кальциевый загуститель. Это означает устойчивость к высоким температурам (до 150°C) и пролонгированный срок эксплуатации. Правда на морозе он загустевает.

Где используется и чем отличается ЦИАТИМ 221 — видео

В отличие от 201, старший брат не растворяется в воде, что позволяет использовать его в наружных узлах. Предел прочности выше на 30%, смазка 221 может работать на более высоких скоростях.

ЦИАТИМ 201 не лоялен к резиновым изделиям, он их размягчает. 221 номер полностью к ним нейтрален. Но за качество нужно платить, а в следующей ценовой категории можно выбрать и более именитые аналоги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector