В погоне за импортным брендом некоторые автомобилисты забывают, что среди простых масел для таких узлов как механическая коробка передач, ведущий мост, раздаточная коробка можно подобрать хорошее отечественное масло с неплохими характеристиками и по значительно меньшей цене.
Одним из распространенных представителей трансмиссионных смазочных материалов, выпускаемых в России по ГОСТу, выступает ТСП-10. Стандарт по этот продукт разрабатывался еще в СССР. И сегодня он практически без изменений используется в производстве современных жидкостей этой марки для механических КПП и других узлов трансмиссии.
Технические характеристики
Трансмиссионное масло ТСП-10 (ТМ-3-9) изготовлено на минеральной малосернистой базе, полученной путем прямой перегонки нефти. Для модификации рабочих свойств применен простой пакет присадок, состоящий из противозадирных и снижающих температуру застывания компонентов.
Ниже приведены значимые характеристики ТСП-10:
- Кинематическая вязкость. При 100 °C кинематическая вязкость рассматриваемого смазочного материала не должна опускаться ниже 10 сСт. Это требование ГОСТ. По факту смазки ТСП-10 разных производителей, прошедшие независимые испытания в лаборатории, оказываются более вязкими при рабочей температуре, чем этого требует ГОСТ. То есть это в долгосрочной перспективе положительно сказывается на защитных свойствах масла.
- Индекс вязкости. Для ТСП-10 этот показатель составляет всего 90 единиц. Смазка довольно сильно меняет свои вязкостные показатели при изменении температуры.
- Температура застывания. Малосернистая минеральная основа, в которую в определенной пропорции добавлен высоковязкий остаточный деасфальтированный компонент и маловязкий дистиллят, позволяет смазке гарантированно сохранять текучесть при температурах до –35 °C. Некоторые производители добавляют более совершенные присадки и тем самым доводят температуру застывания до –45 °C.
- Температура вспышки. При нагревании в открытом тигле ТСП-10 вступает в цепную реакцию горения не раньше, чем после прохождения отметки в 128 °C.
- Плотность. Из-за минеральной природы плотность масла ТСП-10 составляет в среднем 915 кг/м3. При средней для этой категории нефтепродуктов плотности в 870 кг/м3 можно сказать, что ТСП-10 – тяжелая смазка.
Стоимость этого трансмиссионного масла находится на одном из самых низких уровней среди всех продуктов похожего назначения. Среди зарубежных аналогов в плане цены соперников у ТСП-10 мало.
Область применения и аналоги
Трансмиссионное масло ТСП-10 разрабатывалось специально под тихоходные, не сильно нагруженные узлы трансмиссии. Оно применяется для обычных передач с эвольвентным профилем зуба, спирально-конических и червячных с максимально допустимой контактной нагрузкой до 2500 Мпа.
Узлы с подобными кинематическими передачами встречаются в тяжелом транспорте времен СССР и раннего СНГ. Масло применимо в механических коробках передач устаревших отечественных грузовиков, таких марок как КаМАЗ, ЗиЛ, УАЗ, ГАЗ, МАЗ и некоторых других узлах трансмиссии, в которых выполняются технические условия, обозначенные в ГОСТ.
По общепринятой российской классификации ГОСТ ТСП-10 соответствует ТМ-3-9. Такое обозначение расшифровывается следующим образом:
- ТМ – трансмиссионное масло;
- 3 – использована в качестве основы минеральная база умеренной эффективности;
- 9 – вязкость при 100 °C составляет от 6 до 11 сСт, температура застывания не ниже –35 °C.
Эти характеристики можно перевести в более привычный на сегодня формат API. Аналогом масла ТСП-10 по классификации американского института нефти является GL-3.
В тех узлах, где требуется применение сказки категории GL-3, можно без проблем использовать любой аналог отечественного масла категории ТМ-3, в том числе ТСП-10. По SAE рассматриваемая смазка соответствует стандарту 75W-80.