Одной из российских смазок, успешно переживших поток западных аналогов после развала СССР, сегодня является трансмиссионное масло ТСП-15к. Этот продукт выпускается несколькими крупными фирмами, причем спрос на него довольно велик до сих пор.
Причин этому несколько. Во-первых, многие заводы, занимающиеся выпуском тяжелой техники в России, по-прежнему делают зубчатые и червячные передачи с небольшими контактными нагрузками и относительно малыми частотами вращения, что позволяет эффективно использовать ТСП-15к.
Во-вторых, цена на эту жидкость невысока. Ниже детально рассмотрим, что собой представляет масло ТСП-15к и где оно применяется.
Технические характеристики
Согласно ГОСТам, смазочные материалы должны походить большое количество разнообразных испытаний. Это порождает внушительный перечень характеристик.
Некоторые из них весьма специфичны и используются в узких областях. Другие же значимы и напрямую определяют, где может использоваться та или иная смазка.
Ниже рассмотрим несколько значимых технических характеристики трансмиссионного масла ТСП-15к:
- Для создания смазки используется остаточная минеральная база прямой перегонки нефти с малым содержанием серы. Для улучшения стабильности свойств в нее добавлено небольшое количество масляного дистиллята.
- Пакет присадок относительно простой, но в то же время достаточный для стабильной работы смазки в средних и нагруженных условиях. Модифицирующие добавки включают активные компоненты, служащие для повышения защитных, противоизносных и противопенных свойств. Отельное внимание уделено противозадирным присадкам, актуальным для защиты червячных передач.
- Вязкостные показатели:
- Кинематическая вязкость при +100 °C – 15 сСт.
- Динамическая вязкость при –20 °C – 75 Па•с.
Эти показатели типичны для смазочных материалов, маркируемых по ГОСТ как ТМ-3-18. Индекс вязкости ТСП-15к составляет не менее 90 единиц.
- Масло вспыхивает при его равномерном нагревании в открытом тигле при температуре 185 °C. Эта минимальная температура возгорания. Как показывают независимые исследования, обычно смазка не начинает гореть еще на протяжении 7-10 градусов после прохождения этой точки.
- ТСП-15к теряет текучесть при температуре не выше –25 °C. Современные смазки сделаны с запасом по этому параметру. Для них потеря текучести, как показала практика, наступает не раньше, чем после прохождения отрицательной отметки в минус 27-28 °C.
- Плотность составляет 910 кг/м3. Стандартная цифра для минеральных трансмиссионных масел отечественного производства.
Характеристики ТСП-15к сейчас подросли в качественном плане относительно этой же смазки, выпускаемой в советские времена. Причина заключается в использовании более технологичного пакета присадок и более чистой базы.
Область применения и аналоги
Традиционно область применения масла ТСП-15к – это российская сельскохозяйственная техника и грузовики, такие как КамАЗы, КрАЗы и УРАЛы.
Даже индекс «к» в названии смазки в народе до сих пор связываются со словом «камазовское». В основном оно льется в трансмиссии тех грузовиков, которые были произведены не позже, чем 10 лет назад.
По ГОСТ | По SAE | По ГОСТ | По API |
---|---|---|---|
9 | 75 W | ТМ-1| | GL-1 |
12 | 80W/85W | ТМ-2 | GL-2 |
18 | 90 | ТМ-3 | GL-3 |
34 | 140 | ТМ-4 | GL-4 |
- | - | ТМ-5 | GL-5 |
В новые узлы трансмиссии современных российских авто льется более технологичное масло. Хотя до сих пор с конвейера сходят некоторые экземпляры техники, в мосты и раздаточные коробки которых допустим к заливке смазочный материал из этой категории.
В техническом плане применение масла ТСП-15к подходят для их использования в любых агрегатах, в которых соблюдаются следующие условия:
- передача кинематической энергии осуществляется посредством зубчатых цилиндрических и конических, червячных и гипоидных передач;
- максимально возможная контактная нагрузка ниже 2500 Мпа;
- максимальная рабочая температура не превышает 130 °C.
Жидкость для узлов трансмиссии ТСП-15к по ГОСТу классифицируется как ТМ-3-18. При переводе на другие международные стандарты это означает, что масло близко по характеристикам к классу по API GL-3 и к классу по SAE 85-W80.
Американский стандарт GL-3 максимально близок, но не является полным аналогом ТСП-15к по ключевым параметрам.
Популярные производители ТСП-15к и отзывы об их продукции
Ниже приведем краткий перечень производителей трансмиссионного масла ТСП-15к:
- Газпромнефть ТСП-15к. Пожалуй, крупнейший производитель этого продукта в РФ. Многие частные владельцы техники, в которой используется ТСП-15к, и крупные организации заливают именно эту марку. Отзывы в основном положительные. Если не затягивать с заменой – никаких проблем обычно не возникает.
- Лукойл ТСП ТСП-15к. Сейчас почти не встречается на прилавках. Однако раньше было популярно. В сети есть результаты независимых испытаний этой смазки от компании Лукойл, которые подтверждают, что масло полностью соответствует ГОСТ. А по некоторым позициям (например, индекс вязкости) значительно превосходят требуемые показатели.
- ОйлРайт ТСП-15к. Недорогой и также часто встречаемый продукт на рынке. Главным его преимуществом можно назвать невысокую цену.
- Агринол ТСП-15к. Хороший продукт от украинского производителя. В России распространен слабо. Основная ниша, которую занял Агринол – это сельскохозяйственная техника на Украине.
Все вышеперечисленные масла не имеют резко отрицательных отзывов. Основное правило, чтобы их использовать максимально безопасно и эффективно – это своевременно производить замену и не лить в неподходящие узлы.