Трансмиссионное масло ТСП-15к и существующие аналоги

Одной из российских смазок, успешно переживших поток западных аналогов после развала СССР, сегодня является трансмиссионное масло ТСП-15к. Этот продукт выпускается несколькими крупными фирмами, причем спрос на него довольно велик до сих пор.

ТСП-15к в канистрах различной емкости

Причин этому несколько. Во-первых, многие заводы, занимающиеся выпуском тяжелой техники в России, по-прежнему делают зубчатые и червячные передачи с небольшими контактными нагрузками и относительно малыми частотами вращения, что позволяет эффективно использовать ТСП-15к.

Во-вторых, цена на эту жидкость невысока. Ниже детально рассмотрим, что собой представляет масло ТСП-15к и где оно применяется.

Технические характеристики

Согласно ГОСТам, смазочные материалы должны походить большое количество разнообразных испытаний. Это порождает внушительный перечень характеристик.

ТСП-15к относится к третьей группе масел по ГОСТ
ТСП-15к относится к третьей группе масел по ГОСТ

Некоторые из них весьма специфичны и используются в узких областях. Другие же значимы и напрямую определяют, где может использоваться та или иная смазка.

Ниже рассмотрим несколько значимых технических характеристики трансмиссионного масла ТСП-15к:

  • Для создания смазки используется остаточная минеральная база прямой перегонки нефти с малым содержанием серы. Для улучшения стабильности свойств в нее добавлено небольшое количество масляного дистиллята.
  • Пакет присадок относительно простой, но в то же время достаточный для стабильной работы смазки в средних и нагруженных условиях. Модифицирующие добавки включают активные компоненты, служащие для повышения защитных, противоизносных и противопенных свойств. Отельное внимание уделено противозадирным присадкам, актуальным для защиты червячных передач.
  • Вязкостные показатели:
    1. Кинематическая вязкость при +100 °C – 15 сСт.
    2. Динамическая вязкость при –20 °C – 75 Па•с.
    Вязкость и температура застывания
    Вязкость и температура застывания

    Эти показатели типичны для смазочных материалов, маркируемых по ГОСТ как ТМ-3-18. Индекс вязкости ТСП-15к составляет не менее 90 единиц.

  • Масло вспыхивает при его равномерном нагревании в открытом тигле при температуре 185 °C. Эта минимальная температура возгорания. Как показывают независимые исследования, обычно смазка не начинает гореть еще на протяжении 7-10 градусов после прохождения этой точки.
  • ТСП-15к теряет текучесть при температуре не выше –25 °C. Современные смазки сделаны с запасом по этому параметру. Для них потеря текучести, как показала практика, наступает не раньше, чем после прохождения отрицательной отметки в минус 27-28 °C.
  • Плотность составляет 910 кг/м3. Стандартная цифра для минеральных трансмиссионных масел отечественного производства.

Характеристики ТСП-15к сейчас подросли в качественном плане относительно этой же смазки, выпускаемой в советские времена. Причина заключается в использовании более технологичного пакета присадок и более чистой базы.

Область применения и аналоги

Традиционно область применения масла ТСП-15к – это российская сельскохозяйственная техника и грузовики, такие как КамАЗы, КрАЗы и УРАЛы.

Даже индекс «к» в названии смазки в народе до сих пор связываются со словом «камазовское». В основном оно льется в трансмиссии тех грузовиков, которые были произведены не позже, чем 10 лет назад.

По ГОСТПо SAEПо ГОСТПо API
975 WТМ-1|GL-1
1280W/85WТМ-2GL-2
1890ТМ-3GL-3
34140ТМ-4GL-4
--ТМ-5GL-5

В новые узлы трансмиссии современных российских авто льется более технологичное масло. Хотя до сих пор с конвейера сходят некоторые экземпляры техники, в мосты и раздаточные коробки которых допустим к заливке смазочный материал из этой категории.

В техническом плане применение масла ТСП-15к подходят для их использования в любых агрегатах, в которых соблюдаются следующие условия:

  • передача кинематической энергии осуществляется посредством зубчатых цилиндрических и конических, червячных и гипоидных передач;
  • максимально возможная контактная нагрузка ниже 2500 Мпа;
  • максимальная рабочая температура не превышает 130 °C.

Жидкость для узлов трансмиссии ТСП-15к по ГОСТу классифицируется как ТМ-3-18. При переводе на другие международные стандарты это означает, что масло близко по характеристикам к классу по API GL-3 и к классу по SAE 85-W80.

Американский стандарт GL-3 максимально близок, но не является полным аналогом ТСП-15к по ключевым параметрам.

Популярные производители ТСП-15к и отзывы об их продукции

Ниже приведем краткий перечень производителей трансмиссионного масла ТСП-15к:

  • Газпромнефть ТСП-15к. Пожалуй, крупнейший производитель этого продукта в РФ. Газпром ТСП-15к Многие частные владельцы техники, в которой используется ТСП-15к, и крупные организации заливают именно эту марку. Отзывы в основном положительные. Если не затягивать с заменой – никаких проблем обычно не возникает.
  • Лукойл ТСП ТСП-15к. Сейчас почти не встречается на прилавках. Однако раньше было популярно. В сети есть результаты независимых испытаний этой смазки от компании Лукойл, которые подтверждают, что масло полностью соответствует ГОСТ. А по некоторым позициям (например, индекс вязкости) значительно превосходят требуемые показатели.
  • ОйлРайт ТСП-15к. ОйлРайт ТСП-15к Недорогой и также часто встречаемый продукт на рынке. Главным его преимуществом можно назвать невысокую цену.
  • Агринол ТСП-15к. Хороший продукт от украинского производителя. В России распространен слабо. Основная ниша, которую занял Агринол – это сельскохозяйственная техника на Украине.

Все вышеперечисленные масла не имеют резко отрицательных отзывов. Основное правило, чтобы их использовать максимально безопасно и эффективно – это своевременно производить замену и не лить в неподходящие узлы.

Ссылка на основную публикацию