Внутри силового агрегата происходит напряженная работа различных узлов и механизмов. Шестерни, валы, шатуны – находятся в движении и соприкосновении друг с другом. Возникает трение, приводящее к износу деталей. Для снижения влияния этого фактора, требуется смазка.
Технические жидкости относятся к расходным материалам: они подвержены износу, со временем теряются свойства, заложенные производителем. Для сохранения работоспособности и продления ресурса, требуется замена масла в двигателе.
Износ смазочных материалов не так заметен, как допустим истирание поверхности покрышек. Тем не менее каждый владелец автомобиля должен знать, как часто нужно менять масло в двигателе. От этого зависит жизнеспособность не только двигателя, но и ресурс связанных с ним агрегатов.
Периодичность замены моторного масла
Во время гарантийного срока эксплуатации, водители строго придерживаются интервалов проведения технического обслуживания. Иначе можно лишиться гарантии. Частота замены определяется инструкцией по эксплуатации.
Если вы привязаны к дилерской СТО, – мастера не дадут ошибиться, и вовремя обновят масло. После окончания гарантии, владельцы часто расслабляются, и проводят обслуживание нерегулярно.
К чему могут привести нарушения сроков замены масла?
- любая техническая жидкость, какой бы дорогой и синтетической она не была, имеет срок эксплуатации. После его окончания масло расслаивается на фракции, и стремительно теряет рабочие свойства;
- поскольку смазка выполняет роль моющего средства, в ней накапливается грязь, с которой фильтр может не справиться. Результат – закоксованные каналы и маслопроводы;
- химические процессы (особенно анти окислительные) имеют определенный «цикл жизни». После чего, техническая жидкость не только перестает защищать от коррозии, а сама становится ее причиной.
Несвоевременная замена приведет к скорой поломке двигателя. При отсутствии контроля со стороны дилера, владельцы зачастую забывают, когда менять масло в двигателе, во время привычного ТО, или в сроки, указанные на упаковке?
Производители смазочных материалов лукавят, часто предлагая увеличенный вдвое ресурс расходников. Единственно правильный ответ на этот вопрос есть в технической документации на автомобиль.
Следующее заблуждение – ориентироваться исключительно по пробегу. Если внимательно посмотреть на интервал замены масла, там указаны две точки отсчета: в километрах и временных сроках. Мало того, что смазочные материалы постепенно теряют свойства даже при хранении в герметичной емкости.
В различных условиях эксплуатации время использования может различаться вдвое. Через какой пробег менять масло в двигателе дальнобойщика, или городского развозного фургона?
В первом случае, пробег составит 10-15 тыс. км, а время работы двигателя не превысит и пары сотен часов. А в условиях городских пробок, уже при пробеге 5000 км, наработка будет свыше 400-500 моточасов.
К тому же, городская эксплуатация связана с постоянным перегревом, и так называемой «рваной» работе механизмов, когда точки соприкосновения деталей испытывают ударные нагрузки.
Видео рекомендации по срокам замены масла в двигателе — мнение специалиста
Еще один фактор – ваш мотор. Мало оборотистый атмосферник большого объема обеспечивает щадящую эксплуатацию, а турбодвигатель малой кубатуры напротив, изнашивает масло значительно быстрее.
Поэтому, опираясь на базовый интервал замены масла (от 10 до 20 тыс. км), необходимо делать поправку на дополнительные факторы: условия эксплуатации, манеру езды, и тип двигателя.
Порядок проведения технического обслуживания
Если вы решили проводить сервисные работы самостоятельно, надо знать, как заменить масло без нанесения ущерба двигателю.
- заранее приготовьте достаточное количество новой смазки. Маркировка должна соответствовать инструкции по регламенту, и условиям эксплуатации автомобиля (масло может быть летним или зимним);
- надо обязательно сменить фильтр, иначе очищающий картридж может не выдержать грязевых отложений, и порваться.
Важная информация: Иногда, поверив «чудесным» свойствам смазки, владелец определяет для машины удвоенный интервал замены. При этом совершенно забывая о том, что масляный фильтр также требует обновления. И он не рассчитан на 20-30 тыс. км пробега. А заменить его, оставив старое масло – невозможно.
- Необходимо выполнить короткую поездку с небольшой нагрузкой, не повышая обороты. При этом масло прогреется, но не взболтает шлаки и грязь на дне картера.
- Замена масла в двигателе производится на ровной поверхности, без кренов и перекосов. Только в этом случае, из картера двигателя выльется максимум отработки.
- Для того чтобы правильно поменять масло, надо обеспечить приток воздуха в картер – разгерметизировать объем. Для этого отворачивается заливная пробка, и вынимается щуп уровня.
- Масло в машине имеет определенный объем, позаботьтесь о приемной таре для отработки.
- Подставив под картер емкость с широким горлышком, или воронкой, открутите сливную пробку. Проконтролировав первичный мощный напор, дайте отработанному материалу стечь в течение 10-15 минут.
- Прежде чем заменить масло в двигателе, открутите старый, и установите новый масляный фильтр.
- Закрутите сливную пробку в поддон картера (многие забывают это сделать).
- Залейте ¾ от необходимого объема свежего масла, закройте заливную пробку и установите щуп. Доведите уровень до средней метки.
рис 5 - Затем следует выполнить небольшую поездку без нагрузки, установить машину на ровную поверхность, и выключить двигатель.
- Через 10-15 мин проверьте уровень, при необходимости долейте.
Затем следует протереть чистой ветошью пространство вокруг сливной пробки и места крепления фильтра. Через некоторое время проверьте отсутствие подтеканий.
Плюсы самостоятельной замены
Стоит один раз провести обслуживание самостоятельно, и вы забудете дорогу в дилерский сервис – экономия на выполнении работ ощутимая.
Еще одно преимущество самостоятельной замены масла в автомобиле – вы контролируете процесс. Никто не зальет вам в картер подделку, или более дешевую жидкость.
Чтобы поменять масло в двигателе, необходим доступ под днище. Лучше всего для этих целей подходит собственный гараж со смотровой ямой. В этом случае вы легко обойдетесь без помощника.
А как поменять масло без ямы?
Можно воспользоваться эстакадой. Подобные приспособления общего пользования встречаются как на трассе, так и в гаражных кооперативах, или заброшенных автобазах.
Главное – убедитесь в надежности конструкции. Замена масла в двигателе автомобиля с помощью эстакады мало чем отличается от «ямочного» способа, разве что заливать новую жидкость не так удобно.
Видео рекомендации по замене масла без ямы
Специализированные подъемники мы не рассматриваем – аренда обойдется в круглую сумму. Хотя, если у вас есть бесплатный доступ, почему бы и нет.
Менять моторное масло в двигателе можно с помощью рельефа местности. Главное – получить достаточно пространства, чтобы дотянуться до сливной пробки и подставить плоскую емкость для отработки.
Препятствием может стать неудобно расположенный фильтр. При выборе площадки, крайне желательно, чтобы автомобиль стоял ровно. То есть, вариант наехать одним колесом на бордюр, получив место под двигателем, не подойдет. Слишком много отработки останется в моторе после слива.
Есть еще дедовский способ, как менять масло в двигателе с помощью домкрата:
- передняя часть машины поднимается, под силовой элемент порога подкладывается деревянное полено или специальный упор;
- затем под сливную пробку подставляется плоская емкость, пробка откручивается, автомобиль опускается в горизонтальное положение;
- после слива масла снова поднимаем кузов, меняем фильтр, закручиваем пробку;
- далее – все по обычной методике: заливаем свежее масло, контрольная поездка, проверка уровня.
Итог:
Мы разобрали, для чего, и как часто менять масло в автомобиле. Эту процедуру легко можно выполнить самостоятельно, если помнить основные правила:
- Правильно выбранный интервал замены.
- Использование качественных расходников.
- Не смешивать с маслом никаких присадок.