Тест моторных масел 5w 30 или поиск оптимальных решений

Наряду с топливом, моторное масло приобретается регулярно, и составляет определенную часть расходов на содержание автомобиля. Покупатель должен понимать, почему бренды имеют разную стоимость при схожих характеристиках.

тесты масла в лаборатории
Лабораторное тестирование моторных масел

Действительно ли масла с пометкой «увеличенный срок службы» могут обновляться реже, чем предписано в инструкции по регламентным работам. Насколько качество смазки влияет на продолжительность жизни двигателя.

Можно составить таблицу зависимости, в которой учитываются все факторы, и выйти на идеальное соотношение цены, качества, и продолжительности интервалов замены. Однако данные для такого анализа взять негде, кроме рекламных проспектов.

Специально для владельцев автомобилей, мы собрали в обзоре непредвзятые тесты моторных масел, проводимые независимыми экспертами.

Для чего нужен независимый тест?

Можно узнать любые характеристики технических жидкостей из паспорта продукта, отчетов о проведения сертификационных испытаний, рекламных сообщений.

Не исключено, что указанные цифры соответствуют действительности, только получены они в условиях стерильных лабораторий. Это как заявленный расход топлива в характеристиках мотора: на реальных дорогах он всегда выше.

тест на испаряемость
Проверка на испаряемость

Ни для кого не секрет, что производители проводят тест моторных масел для того, чтобы точно вписаться в установленные нормативы. Следовательно, методы испытаний подгоняются для получения ожидаемого результата.

Упрекнуть заводские лаборатории не в чем: тесты реальны, полученные результаты не утаиваются, а отражают действительную реакцию технических жидкостей на внешние воздействия.

Обмана на самом деле нет, но тесты слишком уж тепличные, идеализированные. В реальности, точнее в условиях работы внутри двигателя, результаты тестов будут иными.
При проведении независимых испытаний, эксперты моделируют состояние масел, схожее с работай в картере мотора или трансмиссии.

Тест на трение моторного масла
Тест на трение в лаборатории

Для этого можно выбрать две методики:

  1. Создать специальные механические стенды, в которых тестирование проводится в условиях, приближенных к «боевым».В этом случае экономится время, но требуются затраты на приобретение оборудования. Большинство независимых лабораторий именно так и поступают.
  2. Проводить ресурсные тесты моторных масел в нескольких одинаковых автомобилях одновременно: при схожих условиях эксплуатации. При этом проводятся постоянные замеры состояния: как деталей силовых установок, так и испытываемых жидкостей. Идеальные условия, но затраченное время может превысить запросы потребителя: результаты будут не актуальными.

Например, берутся эталонные показатели (которые используются в сертификационных тестах), и сравниваются с реальными данными на «живом» двигателе. Затем, после установленного межсервисного пробега, эти же параметры замеряются на «состарившемся» масле.

Результаты тестов
Таблица результатов проведенных тестов

Какие характеристики исследуются при проведении тестов моторных масел?

На самом деле, показателей достаточно много: их замеры могут затянуться на очень продолжительное время. Поэтому эксперты проводят только те исследования, по результатам которых можно оценить степень воздействия моторного масла на детали двигателя.

Сульфатная зольность

Определяется количество отложений, образованных нагаром при работе блока цилиндров. Избежать этого, невозможно: какими бы герметичными не были кольца, все равно часть масла попадает из картера не стенки цилиндров.

ГБЦ достаточно сильно разогрета, плюс в рабочей области происходит сгорание топлива. Некачественное масло оставляет после этого натуральную золу: разумеется, не в таком количестве, как шлак из печки.

тест на зольность моторного масла
Тестируем зольность моторного масла

Наличие отложений на стенках цилиндров и поршней, приводят к потере компрессии, дополнительному сопротивлению при работе. В картере, зольные отложения забивают масляные каналы, и разрушают сальники, прокладки.

При тестировании моделируется ускоренный процесс образования сульфатной золы, по окончании процедуры замеряется количество сульфатов.

Вязкость

Это основной показатель, по которому владелец автомобиля подбирает масло. Вязкость масла сильно зависит от температуры, и состояния компонентов (точнее, взаимодействия их между собой).

Расслоение присадок и отделение их от основы, происходит в процессе термоокисления. Высокий индекс вязкости более подвержен негативным изменениям. В реальных условиях, это довольно длительный процесс.

Поэтому тест моторных масел производится на специальной лабораторной установке, в которой (выражаясь фигурально) уплотняется время.

тест на вязкость в обычных учловиях
Проверка вязкости при комнатной температуре

Моделируя условия эксплуатации, помноженные на принудительное ухудшение негативных факторов, установка искусственно старит смазочные материалы в предельно короткий срок.

Обычные время эксплуатации моторного масла – от нескольких месяцев до года. В установке, генерирующей процесс термоокисления, этот процесс происходит при температуре 200°С в течение пары десятков часов.

Далее происходит испытание морозом. Масла вязкостью SAE 5W30 допускается использовать при температурах далеко за -20°С. Тестирование достаточно простое: применяются специальные холодильники. Для визуальной оценки можно воспользоваться домашней морозилкой.

тест вязкости на морозе
Проверка вязкости на морозе

А в профессиональных лабораториях, проводится точные замеры изменения текучести и вязкости при нормальной скорости замерзания, или ускоренной.

Щелочное число

Одним из показателей качества современного масла является способность противостоять окислению. Этот параметр выявляется в специальных установках, где определяется так называемое щелочное число.

Лабораторные тесты щелочного числа моторных масел — видео

Моделируются химические процессы (разумеется, в ускоренном виде), и по остаточному количеству щелочных соединений, определяется устойчивость масла к окислению.

Противоизносные характеристики

Для того чтобы оценить этот параметр, можно использовать две методики:

  1. Прямое тестирование двигателей в течение тарированного (и достаточно продолжительного) времени.
  2. Создание искусственной пары трения или вращения, которая будет интенсивно работать с испытуемым образцом.

Вторым способом можно эффективно тестировать синтетику и суперсинтетику, поскольку в нормальных условиях пройдет немало времени для получения видимого результата.

Рекомендуемые масла 5W30, по результатам независимых тестов

Призовые места распределились следующим образом:

  1. Castrol Magnatec
    После смоделированного пробега 15 тыс. км, процесс старения фактически не повлиял на базовые характеристики. Зольных отложений практически нет, угар не выходит за рамки допустимого.
  2. Total Quartz
    Износостойкость масла на высоком уровне. Один из лучших показателей по коэффициенту температурной вязкости. Высокий расход на угар при стандартных условиях эксплуатации. Малый уровень зольных отложений.
  3. Shell Helix
    Показатели температурной стойкости лучшие в тестах. После виртуального пробега 15 тыс. км, температура изменения вязкости (в холодных условиях) практически не изменилась. Высоковат расход на угар.
  4. Mobil Super
    Любые из протестированных показателей этого масла либо на уровне, либо выше остальных участников исследований. Проблема в том, что за это приходится платить слишком высокую цену.
  5. Elf Excellium
    Масло относится к универсальному классу применения, даже показатели по API заявлены невысокими. При этом результаты тесов не сильно отстают от именитых и более дорогих собратьев.

Выводы

Правильно подобрав моторное масло 5w30, можно не просто продлить ресурс двигателя и трансмиссии. Увеличив межсервисный пробег, можно сэкономить на проведении технического обслуживания.

Кроме того, хорошее масло снижает расход горючего. Изучая результаты независимого тестирования, вы сможете подобрать идеальные расходные материалы.

Ссылка на основную публикацию