Нигрол — основные характеристики и применение трансмиссионной смазки

Несмотря на то, что продукт давно снят с производства, многие автолюбители со стажем по привычке используют это наименование для обозначения всех трансмиссионных масел.

Нигрол в упаковке разных производителей

В начале прошлого века, это была популярная смазка для применения во всех трансмиссионных узлах советских автомобилей. Главный секрет успеха – низкая стоимость.

Никто в то время не задавался вопросом, «нигрол, что это такое?». По сути – отходы нефтяного производства. Если бы их не применяли в качестве сырья для товарного масла, они ушли бы в асфальт в виде гудрона.

Тем не менее определенные полезные характеристики присутствуют (естественно, в прошедшем времени), особенно если нет альтернативы.

Где производили нигрол?

Для поддержания в боевой готовности гражданской автомобильной техники и тракторов (эхо войны), правительством СССР была поставлена задача разработать трансмиссионное масло со стоимостью, стремящейся к нулю.

Поскольку нигрол, это отходы нефтеперерабатывающей промышленности, задача №1 была выполнена блестяще. На месторождениях в районе города Баку и поселка Сураханы, добывались недорогие сорта нафтеновой нефти.

Они практически не содержат парафинов, поэтому была возможность обеспечить достойные технические характеристики нигрола, без особых затрат на переработку.

Учитывая географию СССР, вязкость нигрола должна была соответствовать разным температурным режимам эксплуатации.

  1. Летний вариант – простой остаток продуктов перегонки нефти имел показатели 32-35 мм²/с, и уверенно работал до -2°C. После снижения температуры до -5°C, вязкость не позволяла провернуть валы механизма, поэтому картеры трансмиссии прогревались с помощью паяльной лампы.
  2. В зимний состав добавляли до 30% дистиллятных масел, что позволило снизить вязкость до 20 мм²/с. Характеристики сохранялись до критической температуры -15°C. Это расширяло географию применения смазки: тем более, что аналогов в то время было не так много.

Параметры смазки

Разобравшись, что такое нигрол, попробуем переложить основные характеристики в соответствии с требованиями к современным смазочным материалам:

  • кинематическая вязкость 27-34 мм²/с, условия проведения замеров: 100°C;
  • температура вспышки при исследовании в открытом тигле: не менее 215°C;
  • температура застывания (потеря показателей вязкости): не выше 0°C (без учета добавок дистиллятных масел);
  • коррозийная устойчивость: выше среднего;
  • устойчивость к окислению: крайне низкая.

По современным меркам, такая смазка не вписывается ни в один технический допуск автопроизводителей. Почему тогда производство продолжалось вплоть до 1980 года?

Информация
Справедливости ради отметим, что основной причиной прекращения выпуска стало истощение запасов бакинского и сураханского месторождений.
Схема точек смазок нигролом
Схема точек смазок нигролом механических передач комбайна

Невысокие требования эксплуатации сельскохозяйственной техники, в редукторах которой обороты и нагрузка были ниже среднего, позволяли экономить на расходных материалах.

Тем более, что нигрол отлично работал против ржавчины. Это особенно актуально для сельхозмашин, работающих с химикатами.

Тем не менее основные причины падения спроса, следующие:

  • высокое содержание смолисто-асфальтеновых соединения способствовало быстрому окислению продукта, срок службы очень маленький;
  • неспособность обеспечить противоизносные характеристики в узлах с большими скоростями скольжения.

Для обеспечения возможности заливать его в гипоидные передачи (известные высокой нагрузкой по скольжению), выпускалось трансмиссионное масло ТАп-15, в качестве основы для которого, использовался тот самый нигрол.

Однако по причине высокой окисляемости, присадки быстро отделялись от основы, и приходилось сокращать срок эксплуатации.

Современные аналоги

Несмотря на то, что ГОСТ 542-50 прекратил свое действие в 1976 году (с пролонгацией применения до 1980 года), производители по-прежнему выпускают смазку с названием «Нигрол».

Производство организовано по ТУ 0253-001-97949320-2010. Разумеется, этот продукт мало похож на «исторический» нигрол, по причине того, что в качестве сырья используется совсем другая нефть.

  1. Предлагается «Нигрол ТЭп-15», который можно использовать в трансмиссионных узлах с малой нагрузкой и отсутствием трения скольжения (классические прямые шестерни).
    нигрол в канистре
  2. Кроме того, для крупных парков сельхозтехники выпускается нигрол в 200 литровых бочках. Такой продукт не имеет допуска автопроизводителей, однако активно используется фермерами по причине низкой стоимости.

Итог

Принцип «старый конь борозды не портит», можно применить и к смазочным материалам. Высокие эксплуатационные расходы вынуждают пользователей техники искать компромисс между качеством и ценой расходников.

Что такое нигрол и для чего он нужен смотрите в этом видео

Ссылка на основную публикацию