Масло для двухтактных двигателей лодочных моторов

В настоящее время все больше любителей активного отдыха обзаводятся собственными моторными лодками. Зачастую индивидуальные водные транспортные средства оснащаются маломощными двухтактными двигателями с жидкостным охлаждением.

витрина лодочных моторов

И здесь встает логичный вопрос: какое масло из всего многообразия на рынке выбрать? Желательно так, чтобы не переплачивать и обеспечивать надежную защиту для мотора. Однозначного ответа здесь нет. Сегодня есть довольно много достойных двухтактных масел. Но далеко не все они подходят для лодочных моторов.

В материале статьи разберемся, почему лодочные двухтактные моторы выделяются в отдельную категорию, а также рассмотрим несколько популярных смазочных материалов.

Устройство лодочных моторов и особенности работы

Большинство маломощных двухтактных лодочных моторов (до 20 л. с.) построено по одной схеме. В верхней части алюминиевой рамы располагается блок цилиндров с системой питания. Коленчатый вал мотора передает крутящий момент на редуктор. Выходной вал редуктора вращает гребной винт.

устройство лодочного мотора

Важной отличительной чертой лодочных двухтактных двигателей является система охлаждения. На мотоциклах или ручном бензоинструменте охлаждение мотора осуществляется проходящими потоками воздуха. В лодочных моторах двигатель охлаждается водой, забранной из водоема, в котором эксплуатируется лодка.

В нижней части дейдвуда расположено заборное отверстие с сеткой грубой очистки, через которое вода всасывается помпой в систему. Далее она прокачивается через рубашку охлаждения и выбрасывается обратно в водоем. Интенсивность прокачки (соответственно, и рабочая температура двигателя) контролируется термостатом.

Система охлаждения лодочного мотора
Система охлаждения и выпуска двухтактного лодочного мотора

Также система выпуска отработавших газов устроена своеобразно на лодочных моторах. Выхлопные газы не выбрасываются в атмосферу напрямую. Зачастую выхлопная труба выводится в подводную часть двигателя. Это сделано для подавления шума выходящих выхлопных газов, создаваемого и без того громким двухтактным двигателем.

То есть токсичные выхлопные газы сначала проходят через воду, и большое количество твердых включений оседает в водоеме. Этот факт также накладывает некоторые ограничения на производство смазочных материалов для лодочных двигателей.

Следовательно масло для двухтактных двигателей лодочных моторов зачастую отличается от смазок для мотоциклетной и другой техники, не связанной с водным транспортом.

Классификация смазочных материалов для двухтактных лодочных двигателей

Технические и экологические требования к смазочным материалам инициировали создание классификаторов, по которым определяются рабочие свойства и сфера применения тех или иных двухтактных масел. Рассмотрим эти классификаторы в хронологическом порядке с момента утверждения.

Классификация по API

Первая попытка упорядочить смазки для двухтактных двигателей была предпринята Американским институтом нефти. Классификация двухтактных масел по API включает 4 категории.

Таблица классификации по API

  1. TA. Этот класс предназначался для легких двухтактных моторов с рабочим объемом до 50 см3. Но стандарт ушел в категорию устаревших через небольшой промежуток времени после введения. Обусловлено это, в первую очередь, ненадобностью, так как его практически полностью дублировал следующий класс. И американские инженеры института нефти решили исключить стандарт TA из действующей классификации.
  2. TB. Масла с этой маркировкой рассчитывались на моторы с рабочим объемом до 200 см3. Сегодня переведен в категорию устаревших и замещен стандартом ТС.
  3. TC. Действующий стандарт, применимый для современных двухтактных двигателей с объемом одного цилиндра не более 500 см3 (общий объем мотора может быть больше). Для этого класса дополнительно проводятся испытания на смазочные и моющие свойства.
  4. TD. Смазки с этим классом предназначались для лодочных моторов. Однако стандарт TD пришлось исключить из общей номенклатуры из-за вмешательства Национальной Ассоциации Судостроителей США. Сегодня он заменен на TC-W3.

На рынках России сегодня чаще всего встречаются масла со стандартами TC и TC-W (2 или 3).

Классификация по JASO

Япония – одна из ведущих стран-производителей двухтактных двигателей. И требования, предъявляемые к моторным маслам 2Т по стандарту API, не удовлетворяли японских инженеров. Поэтому они ввели свою классификацию, которая носит название JASO.

2.2.Классификация по JASO
Таблица временных интервалов при испытаниях

Сегодня актуальны 3 класса моторных масел по классификации JASO.

  1. FB. Смазки для простейших ненагруженных моторов. Основные требования предъявляются к смазывающим свойствам. По дымности и моющим качествам требования минимальны.
  2. FС. Масло с повышенными требованиями к моющим свойствам. Проходят тест на моющие свойства после использования этого масла на опытном образце двигателя. Подходят для большинства современных двухтактных двигателей.
  3. FD. Моторные масла с ужесточенными требованиями к моющим свойствам и выделениям дыма. Для получения этого допуска смазка подвергается увеличенным по длительности испытаниям на опытном образце двигателя. После этого оценивается степень загрязнения поршневой группы. Масла FD подходят для лодочных моторов в случае, если это указано в спецификации двигателя.

Классификация по ISO

Европейская классификация по ISO, по сути, дублирует JASO, но с более жесткими требованиями по моющим качествам и чистоте поршней.

  • ISO-L-EGB – аналог FB, но с дополнительным тестом на чистоту поршней;
  • ISO-L-EGC – аналог FС. Аналогично предыдущему классу проводится дополнительный тест на чистоту поршней;
  • ISO-L-EGD – проверяются поршни и дополнительно производится комплексная оценка моющего эффекта.

Как показала практика, большинство масел, получивших одобрение по JASO, без проблем проходят испытания по системе ISO.

Популярные двухтактные масла, их характеристики и отзывы пользователей

Выбор смазочных материалов для водного транспорта сегодня действительно большой. И довольно легко запутаться, какому продукту отдать предпочтение. Рассмотрим несколько популярных продуктов среди моторных масел для лодок.

Motul

Сегодня можно приобрести три типа смазок 2T от этого производителя: минеральное, синтетическое и полусинтетическое. Масло Мотюль для лодочных моторов по праву считается одним из лучших в своей категории.

Масла Мотюль 2Т

И цена на продукцию Motul соответствует качеству и является одной из самых высоких на рынке. Отзывы владельцев лодок об этом масле в основном только положительные.

Поршни и свечи, даже после длительных нагрузок, остаются чистыми. При этом дымность остается минимальной. Негативные высказывания о смазках Мотюль касаются лишь стоимости.

Лукойл

Отечественные смазки имеют противоречивую репутацию. Некоторые владельцы моторных лодок отзываются о них положительно. Небольшая дымность и удовлетворительные моющие качества при невысокой стоимости позволили отечественному маслу занять свою нишу.

Стандарты TC-W3, JASO, а так же Лукойл 2т — видео

Другие же, наоборот, не удовлетворены качеством Лукойла. При длительном использовании масел Lukoil для двухтактных двигателей японского производства, особенно высокотехнологичных моделях, может наблюдаться падение мощности и образование избыточного налета на свечах и поршнях.

Husqvarna

Эти смазочные материалы не предназначены для использования в лодочных моторах. Но иногда владельцы лодок используют масла Хускварна для двухтактных двигателей.

В некотором смысле, если отбросить в сторону заботу об экологии, то эти масла теоретически применимы для лодочных двигателей, хотя и не имеют подходящего допуска.

Масла Хускварна

Но, судя по отзывам владельцев лодок, использующих смазки Husqvarna, со временем появляется налет на свечах. Это свидетельствует о недостаточной моющей способности и в долгосрочной перспективе сократит срок службы двигателя.

Одним из важнейших критерием при эксплуатации лодочных моторов является создание правильной топливной смеси. Пропорция масла для двухтактных двигателей выбирается исключительно исходя из данных, указанных в инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Иногда пропорции прописываются на канистрах со смазкой. Но это, скорее, общая информация, которая носит справочный характер. Поэтому она является вторичной при выборе пропорции.

Таблица пропорций
Бензин (литры)
Масло ( мл )
25:01:0030:01:0035:01:0040:01:0050:01:00
14033282520
5200165140125100
10400330280250200
15600495420375300

Как снизить расходы на эксплуатацию лодочных моторов — видео

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector