Пожалуй, каждый неравнодушный автовладелец задавался вопросом, почему масло в дизельном или бензиновом двигателе быстро чернеет. Причем происходит это в течение разных временных промежутков. В некоторых случаях масло чернеет после пробега в несколько тысяч километров, а иногда уже после двух-трех сотен.
Сохранение функций смазочных материалов, на протяжении всего интервала замены, является залогом исправности двигателя. Указывает ли потемнение смазки на утрату смазывающих и моющих свойств, а также, почему так происходит, рассмотрим далее.
Причины почернения смазочных материалов
Можно выделить естественные и злокачественные факторы:
Естественное старение
К естественным относятся причины, в результате которых происходит изменение химического состава без потери смазывающих, моющих и охлаждающих свойств смазки.
У каждого смазочного материала имеется установленный заводом изготовителем эксплуатационный срок, в течение которого функции масла выполняются на должном уровне при нормальных условиях эксплуатации.
Обеспечивается защита путем удержания во взвешенном состоянии продуктов износа, накопление которых влечет за собой почернение масла в бензиновых и дизельных двигателях, без влияния на защитные и смазывающие функции.
Внешние причины
Это неисправности систем автомобиля или нарушение правил эксплуатации, в результате которых свойства смазочного материала утрачиваются.
Почему темнеет масло — видео
- Сильное загрязнение двигателя. В основном в ДВС с большими пробегами. При замене смазки в системе остается до 15% отработки с продуктами износа. Со временем отложения увеличиваются, и происходит раннее почернение свежего масла при их перемешивании.
- Перегрев ДВС. Частая работа двигателя в экстремальных условиях. При езде на повышенных оборотах, температура смазки увеличивается, процесс образования лаковых и шламовых отложений становится более вероятным, процесс старения ускоряется. Масло чернеет быстрее. При однократном перегреве двигателя (закипании) функции смазки утрачиваются, масло становится черным.
- Износ поршневой группы. При больших пробегах автомобилей, в результате естественного физического износа, происходит снижение компрессии в ДВС. Компрессионные кольца поршней пропускают в картер двигателя несгоревшие продукты топливно-воздушной смеси. Особенно актуально для дизельных двигателей. В виду конструктивных особенностей, даже незначительное снижение компрессии влечет за собой прорыв продуктов горения в картер.
- Потеря герметичности двигателя. При износе сальников коленчатого или распределительного валов, уплотнений клапанной крышки возможно попадание влаги или грязи в систему. Потемнение смазочной жидкости как следствие.
- Подделки и низкое качество масла. Потемнение в результате воздействия нормальных рабочих температур двигателя на смазку.
- Смена производителя масла. Использование смазки с более активными присадками, отвечающие за моющие способности масла. В результате чего происходит размягчение образовавшихся шламовых уплотнений. Диспергирующие свойства удерживают загрязнения в смазке, тем самым меняя ее цвет.
- Использование масла не соответствующего допускам. В виду конструктивных особенностей двигателей, заводом изготовителем рекомендуется использовать только соответствующий смазочный материал. Использование неподходящей по требованиям смазки приводит к снижению функций и изменению ее химического состава в результате изменений в работе двигателя.
Меры предосторожности
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что потемнение масла может быть естественным процессом, не несущим в себе никаких опасностей для работы двигателя.
В любом случае если смазка быстро темнеет, рекомендуется установить причины. В некоторых случаях может понадобиться устранение неисправностей, или стоит прочистить двигатель.
Для точного установления причин лучше обратиться к профессионалам. После диагностики, если необходимы ремонтные работы, при отсутствии специальных навыков и оборудования, их также лучше устранить на СТО.
Даже при исправности всех систем остается вероятность загрязнения силового агрегата. В данном случае можно прибегнуть к промывке двигателя специальными средствами самостоятельно.
С рекомендациями по промывке ДВС можно ознакомиться тут. Также можно менять масло, уменьшив интервал, до полного очищения системы. Масло остается чистым на протяжении длительного промежутка времени.
Если масло в двигателе не чернеет, а остается чистым даже после достаточно большого пробега, это может свидетельствовать или о чистоте ДВС или плохом качестве смазки.
Первый случай вероятен в двигателях с небольшими пробегами, в которых отсутствуют шламовые, лаковые и коксовые отложения. Изменение цвета происходит только из-за образующихся продуктов износа.
При исправности всех систем и отсутствии больших нагрузок на двигатель, для изменения цвета масла на черный может понадобиться достаточно продолжительный период времени.
Второй случай возможен при низкокачественном масле. Набор защитных, моющих и диспергирующих присадок не справляется со своими обязанностями. На элементах ДВС образуются продукты износа и горения из-за недостаточных щелочных присадок.
Старые отложения не вымываются из-за дефицита качественных моющих свойств масла. Продукты износа выпадают в осадок от недостатка диспергирующих качеств в смазочном материале.
Отличия бензиновых и дизельных двигателей
Бензиновые и дизельные двигатели отличаются принципом воспламенения топливно-воздушной смеси. ДВС работающие на дизельном топливе имеют гораздо большее давление воздуха в камере сгорания в конце такта сжатия.
Даже незначительная выработка в цилиндрах и на кольцах поршней снижает компрессию и увеличивает вероятность попадание несгоревших элементов в моторное масло. Старение смазки происходит быстрее еще и из-за менее чистого дизельного выхлопа при использовании топлива низкого качества. Чем отличается бензиновый двигатель от дизельного читайте тут.
Заключение
Чернеющее или черное масло это не всегда плохо. Часто говорит о том, что смазочный материал хорошо выполняет возложенные на него обязанности. Защитные, моющие и смазывающие функции масла обеспечивают надежную защиту двигателю внутреннего сгорания.
Причины почернения моторного масла — видео
Однако исключать возможности неисправности не стоит. При слишком быстром чернении смазки рекомендуется установить точную причину и при необходимости принять соответствующие меры. Что убережет от непредвиденных поломок и дорогостоящего ремонта.
Причины, вызывающие изменение цвета смазки для дизельных и бензиновых двигателей одинаковые. Меры, позволяющие установить точные причины, предпринимаются идентичные, что для первых, что для вторых ДВС.