Смазка ЦИАТИМ 203 для нагруженных узлов на малых оборотах

Что означает индекс 203 в популярной среди водителей смазке? Несмотря на очевидные предположения, это не продолжение линейки ЦИАТИМ 201. «Двести третий» — ссамостоятельная разработка.

Она предлагается не на замену, а вместе с остальными продуктами, созданными Центральным научно-исследовательским институтом авиационных масел.

Как и другие консистентные смазки, ЦИАТИМ 203 является универсальным антифрикционным продуктом. Однако основное применение – автомобильная промышленность и подвижные механизмы.

циатим 203

Форма выпуска: густая мазе-подобная масса с гладкой скользкой поверхностью. Цвет: темно-коричневый либо черный, возможен зеленоватый оттенок.

Какой должен быть состав в соответствии с ГОСТ 8773 73?

Фактически, стандарт производства этого продукта принят в 1963 году. С тех пор несколько модифицированы присадки, а основной состав остается неизменным.

Про свойства и отличия смазки ЦИАТИМ 203 от подобных — видео

Характеристики ЦИАТИМ 203 определяются уникальными компонентами:

  1. Основу составляет минеральное трансформаторное масло, или веретенное (они близки по характеристикам). На первом этапе производства, основа загущается винипролом.
  2. Для замыления добавляется едкий аккумуляторный литий, который создает правильную консистенцию.
  3. Кроме того, густоту обеспечивает технический саломас или осерненный кашалотовый жир.
  4. В качестве добавок используются: стеариновая техническая кислота и осерненный асидол.

Характеристики и применение ЦИАТИМ 203

Предельная температура, после которой он резко начинает терять параметры, +110°C. При таком нагреве происходит испарение масляной основы, и эффективная вязкость продукта возрастает. Несмотря на то, что температура каплепадения составляет +160°C, удержание смазки на поверхности снижается уже после +100°C.

Такой баланс температуры допускает применение «двести третьего» в узлах с высокой нагрузкой, но с небольшими скоростями вращения. Контактные напряжения, при которых смазка остается на рабочей поверхности, составляют 2500 кПа.

Благодаря эффективной противозадирной присадке, смазку можно использовать в следующих узлах трения:

  • силовые приводы авиационных механизмов;
  • червячные и зубчатые передачи;
  • низкоскоростные редукторы, работающие при высоких нагрузках;
    циатим 203 в крышке редуктора
  • салазки опор скольжения, при большой массе опирающегося объекта;
  • подшипники качения (опять же, при невысоких скоростях);
  • движущиеся механизмы, работающие на открытых площадках.

Нижний порог рабочей температуры не очень большой (по меркам морозоустойчивых составов), всего -45°C. Это ограничивает применение в условиях крайнего Севера. Однако, если узел работает с высокими нагрузками, ЦИАТИМ 203 сохраняет эффективную пластичность и при более низких температурах.

Неоспоримые плюсы данной смазки:

  1. Еще одна полезная характеристика – устойчивость к нейтральным жидкостям (например, вода). При попадании влаги, она просто скатывается, не проникая внутрь узла, и не образовывая эмульсию.
  2. Хранить ЦИАТИМ 203 можно в течение 5 лет. При этом базовая основа практически не отделяется. Наблюдается выдавливание некоторых присадок, что легко устраняется при перемешивании.

Минусы, которые не умоляют достоинств:

  1. Даже в закрытой таре при длительном хранении смазка густеет. После начала применения вязкостные параметры восстанавливаются.
  2. А вот антикоррозийные свойства невысокие. Это не означает, что металл, покрытый смазкой, будет ржаветь. Однако в качестве защитного слоя при консервации (как ЛИТОЛ-24) эта смазка не применяется.

Чем заменить?

Смешивать с другими смазками нежелательно, хотя аналоги ЦИАТИМ 203 существуют. Несколько лучшими параметрами обладают морозоустойчивые смазки Зимол, Униол-3М, аналоги похуже – Литол-24 и ЦИАТИМ 201.
две банки со смазкой
Учитывая доступную цену, и авторитетность бренда (все-таки разработчик связан с авиационной промышленностью), этот продукт весьма конкурентоспособен.

Альтернатива ЦИАТИМу 203 смазка ЗИМОЛ — видео

Ссылка на основную публикацию