Что означает индекс 203 в популярной среди водителей смазке? Несмотря на очевидные предположения, это не продолжение линейки ЦИАТИМ 201. «Двести третий» — ссамостоятельная разработка.
Она предлагается не на замену, а вместе с остальными продуктами, созданными Центральным научно-исследовательским институтом авиационных масел.
Как и другие консистентные смазки, ЦИАТИМ 203 является универсальным антифрикционным продуктом. Однако основное применение – автомобильная промышленность и подвижные механизмы.
Форма выпуска: густая мазе-подобная масса с гладкой скользкой поверхностью. Цвет: темно-коричневый либо черный, возможен зеленоватый оттенок.
Какой должен быть состав в соответствии с ГОСТ 8773 73?
Фактически, стандарт производства этого продукта принят в 1963 году. С тех пор несколько модифицированы присадки, а основной состав остается неизменным.
Про свойства и отличия смазки ЦИАТИМ 203 от подобных — видео
Характеристики ЦИАТИМ 203 определяются уникальными компонентами:
- Основу составляет минеральное трансформаторное масло, или веретенное (они близки по характеристикам). На первом этапе производства, основа загущается винипролом.
- Для замыления добавляется едкий аккумуляторный литий, который создает правильную консистенцию.
- Кроме того, густоту обеспечивает технический саломас или осерненный кашалотовый жир.
- В качестве добавок используются: стеариновая техническая кислота и осерненный асидол.
Характеристики и применение ЦИАТИМ 203
Предельная температура, после которой он резко начинает терять параметры, +110°C. При таком нагреве происходит испарение масляной основы, и эффективная вязкость продукта возрастает. Несмотря на то, что температура каплепадения составляет +160°C, удержание смазки на поверхности снижается уже после +100°C.
Такой баланс температуры допускает применение «двести третьего» в узлах с высокой нагрузкой, но с небольшими скоростями вращения. Контактные напряжения, при которых смазка остается на рабочей поверхности, составляют 2500 кПа.
Благодаря эффективной противозадирной присадке, смазку можно использовать в следующих узлах трения:
- силовые приводы авиационных механизмов;
- червячные и зубчатые передачи;
- низкоскоростные редукторы, работающие при высоких нагрузках;
- салазки опор скольжения, при большой массе опирающегося объекта;
- подшипники качения (опять же, при невысоких скоростях);
- движущиеся механизмы, работающие на открытых площадках.
Нижний порог рабочей температуры не очень большой (по меркам морозоустойчивых составов), всего -45°C. Это ограничивает применение в условиях крайнего Севера. Однако, если узел работает с высокими нагрузками, ЦИАТИМ 203 сохраняет эффективную пластичность и при более низких температурах.
Неоспоримые плюсы данной смазки:
- Еще одна полезная характеристика – устойчивость к нейтральным жидкостям (например, вода). При попадании влаги, она просто скатывается, не проникая внутрь узла, и не образовывая эмульсию.
- Хранить ЦИАТИМ 203 можно в течение 5 лет. При этом базовая основа практически не отделяется. Наблюдается выдавливание некоторых присадок, что легко устраняется при перемешивании.
Минусы, которые не умоляют достоинств:
- Даже в закрытой таре при длительном хранении смазка густеет. После начала применения вязкостные параметры восстанавливаются.
- А вот антикоррозийные свойства невысокие. Это не означает, что металл, покрытый смазкой, будет ржаветь. Однако в качестве защитного слоя при консервации (как ЛИТОЛ-24) эта смазка не применяется.
Чем заменить?
Смешивать с другими смазками нежелательно, хотя аналоги ЦИАТИМ 203 существуют. Несколько лучшими параметрами обладают морозоустойчивые смазки Зимол, Униол-3М, аналоги похуже – Литол-24 и ЦИАТИМ 201.
Учитывая доступную цену, и авторитетность бренда (все-таки разработчик связан с авиационной промышленностью), этот продукт весьма конкурентоспособен.
Альтернатива ЦИАТИМу 203 смазка ЗИМОЛ — видео