ГУР (гидравлический усилитель руля) – автомобильная система, которая обеспечивает облегчение управления транспортным средством, повышает безопасность движения. Для того чтобы понять как поменять масло в гидроусилителе руля, нужно иметь представление о принципе его работы.
Из гидравлического бочка под действием насоса, приводимым в движение коленчатым валом через ремень, жидкость направляется распределителем в гидроцилиндр. Благодаря создаваемому давлению подаваемой жидкостью, движения рулевой рейки и поворот колес облегчаются.
Для чего необходима замена масла в ГУРе
Для увеличения срока службы рулевого механизма и элементов ГУР, рекомендуется периодическое обновление или полная замена жидкости. Интенсивная эксплуатация, климатические условия, неисправности в системе оказывают свое влияние на свойства масла.
- износ сальников рулевой рейки. Несвоевременное обнаружение проблемы приводит к потере уровня масла. Работа насоса при недостаточном уровне может стать причиной подгорания смазки.
- подсос воздуха в местах крепления магистралей с элементами системы, образование трещин в бачке является причиной вспенивания масла. Возможен клин рулевого колеса при резких поворотах. Причину рекомендуется устранить, жидкость – заменить.
- естественное старение жидкости, под действием физических и химических процессов. Попадание в смазку продуктов износа рулевой рейки (металлическая стружка). Изменение состава из-за больших перепадов температур.
- работы, для выполнения которых необходим слив жидкости гидроусилителя. Ремонт рулевой рейки, насоса ГУР.
- частая эксплуатация транспортного средства. Рекомендуемый максимальный пробег наступает быстрее, чем заканчивается срок годности смазки.
Наиболее распространенные неисправности насоса ГУР и его устройство — видео
Сопутствующими признаками неисправности системы служит гул при вращении рулевого колеса. В зимний период может проявляться при запуске холодного автомобиля, по мере прогревания – исчезать. Затруднения при вращении, провалы и клин руля также могут свидетельствовать о невыполнении жидкостью ГУР своих обязанностей.
При необходимости восстановления уровня смазки или при замене, необходимо учитывать рекомендации и требования, предъявляемые заводом изготовителем к спец. жидкостям.
По функциональности и свойствам, для простоты идентификации, все жидкости разделяются на три вида: зеленые, красные, желтые.
Которые, в свою очередь, могут быть на минеральной или синтетической основе. Смешивание красных и желтых масел на одинаковой основе – допускается. Зеленая жидкость не совместима с остальными.
Сколько литров потребуется
Объём используемого масла в гидроусилителе руля для разных автомобилей отличается. Точную информацию можно найти в технической документации по обслуживанию автомобиля.
Там же указаны регламентированные сроки по замене. Некоторыми производителями периодичность замены масла в ГУР не устанавливается. Смазка рассчитана на весь период эксплуатации.
Замену все же рекомендуется производить не реже 100 000 км пробега. Либо раз в 3-4 года. Периодически производить диагностику, и если нужно, менять внепланово.
В зависимости от способа замены может понадобиться от 1 до 2 литров жидкости для среднестатистического легкового автомобиля. Узнать, как выбрать подходящее масло для гидроусилителя руля, можно прочитав эту статью.
Как заменить масло в ГУРе
Существует несколько способов замены масла в ГУР — частичная и полная. Рассмотрим оба варианта.
Частичная замена
Понадобится: новая жидкость ГУР, шприц с удлинителем (кусок шланга подходящего диаметра), сливная ёмкость.
- Открываем крышку бачка ГУР. При помощи шприца откачиваем имеющуюся жидкость в подготовленную тару.
Градуированная или прозрачная ёмкость даст возможность понять количество смазки. Новая жидкость для гидроусилителя заливается в таком же количестве или по отметкам min/max на щупе (на заливной крышке) или бачке.
- Заводим автомобиль и крутим рулевое колесо поочередно до левого и правого крайнего положения. Не менее трех повторений.
- Глушим автомобиль.
- Повторяем всю процедуру столько раз, пока жидкость гидроусилителя не поменяет свой цвет на близкий к цвету свежей смазки.
Может понадобиться до двух литров нового масла.
Несколько вариантов полной замены
Понадобится: свежее масло для гидроусилителя руля, шприц, ёмкость для отработки, пассатижи.
- Откачиваем старую жидкость из бачка. Снимаем хомуты со штуцеров бачка.
- Отсоединяем шланги подачи и обратной магистрали. Действуем аккуратно, штуцера хрупкие.
- Демонтируем бачок ГУР. Промываем при помощи чистящего средства (Очиститель карбюраторов, очиститель тормозов и т.д.).
- Продуваем сжатым воздухом или даем высохнуть.
На некоторых автомобилях, в бачке гидроусилителя установлен фильтр или фильтрующая сеточка. Может быть магнит. Если ёмкость ГУР обслуживаемая – меняем фильтр или сетку. Когда конструкция позволяет, достаточно обойтись промывкой.
Если замена фильтра невозможна, имеет смысл заменить бачек в сборе. Иначе, новое масло гидроусилителя будет терять часть своих свойств, проходя через загрязненный фильтр.
Забитый фильтр или сеточка теряют свои пропускные способности. Из-за недостатка давления система гидроусилителя может выйти из строя, что не может не являться еще одним доводом в пользу замены.
Полный вывод отработки и продувка системы
- Шланг обратной магистрали помещаем в сливную ёмкость. Для удобства можно удлинить при помощи переходника-штуцера.
- Вывешиваем переднюю ось автомобиля. На заглушенной машине крутим руль до упора сначала в одну сторону, затем в другую. Движения должны быть достаточно интенсивными. Следим за тем, как сливается отработка. Вращаем руль до тех пор, пока масло не перестанет выливаться.
- Далее отсоединяем катушки зажигания. Крутим стартером по 5-10 секунд, одновременно поворачивая рулевое колесо до крайних положений. При наличии компрессора и продувочного пистолета прочищаем систему сжатым воздухом через шланг подачи смазки.
- Чистую или новую ёмкость ГУР устанавливаем в штатное место. Подсоединяем шланг подачи и обратки жидкости. Заливаем новое масло.
Крутим рулевое колесо, следим за уровнем смазки в бачке. Своевременно подливаем, не давая ёмкости полностью опустеть и завоздушить систему. После того как уровень перестал понижаться, продолжаем вращать руль, до тех пор пока воздух не перестанет выходить из системы (пузырьки на поверхности масла в бачке).
- Подключаем катушки зажигания и заводим автомобиль. Следя за уровнем, прокачиваем систему. Вращаем руль, не задерживая в крайних положениях дольше, чем на одну секунду. Доводим уровень до положения между min и max.
Метод замещения
- Чистую или новую ёмкость гидроусилителя устанавливаем в штатное место.
- Подсоединяем шланг подачи масла, ведущий к насосу. Зажимаем хомутом.
- Штуцер бачка под обратную магистраль необходимо заглушить (резиновый чопик, кусок шланга закрытый болтом с обратной стороны). Обратку удлиняем. Используем прозрачный шланг для возможности контролировать обновление жидкости.
- Заливаем новую смазку выше нормального уровня.
- На заглушенном автомобиле крутим руль из крайнего правого в крайнее левое положение и наоборот. Повторяем действия до тех пор, пока по прозрачному шлангу не потечет новое масло.
- Отсоединяем дополнительный шланг, снимаем заглушку со штуцера бачка и одеваем обратку на свое место, зажимаем хомутом. Так как ёмкость гидроусилителя с маслом, действовать нужно быстро, чтобы избежать больших утечек смазки.
- Заводим автомобиль и прокачиваем систему. Следим за уровнем и выходящим воздухом в бачке.
Без лишних слов, замена масла в ГУРе по шагам — видео
Необходимость замены жидкости гидроусилителя руля очевидна, даже в случае отсутствия рекомендаций завода изготовителя. Исправность рулевого управления напрямую влияет на безопасность движения. Замену можно выполнить как самостоятельно, так и обратившись за помощью на специализированные станции технического обслуживания.