При выборе моторных масел большинство автовладельцев пользуется западными классификаторами, такими как SAE, API, ACEA и другие. Связано это с тем, что в России сегодня основную массу транспорта составляют импортные автомобили.
Хотя среди отечественных моторных масел, маркируемых по ГОСТ, все еще есть смазки, широко используемые в РФ.
Ярким примером выступает моторное масло М10Г2к. В середине 80-х годов эта смазка считалась передовой для дизельной техники СССР.
Достаточно обратиться к ГОСТ 8581-78, чтобы понять, насколько разносторонне было исследовано масло М10Г2к и насколько широко оно применялось на постсоветском пространстве.
Ниже разберемся, актуальна ли эта смазка сейчас, отличается ли она по составу от одноименного продукта из советских времен и какая у нее сфера применения в современном мире.
Основные характеристики М10Г2к
Чтобы разобраться в технических характеристиках масла М10Г2к, достаточно обратиться к ГОСТу. К слову, редкая спецификация западных смазочных материалов предоставляет столько важной для некоторых сфер применения технической информации.
table id=28 /]
Для начала сразу ответим на вопрос: есть ли отличия в химическом составе современных смазок М10Г2к от тех, что делались в СССР? Ответ простой: различий нет.
ГОСТ 8581-78 – действующий. Поэтому эти масла производятся по аналогичной технологии и с аналогичными требованиями, что и в советские времена.
Расшифровка обозначения М10Г2к следующая:
- М – минеральная смазка, предназначенная для двигателей внутреннего сгорания (это основное назначение, которое не исключает применения смазочного материала с этим индексом в других областях).
- 10 – кинематическая вязкость при 100 °C находится в пределах от 9,3 до 11,5 сСт. Соответствует классу SAE 30.
- Г2 – для высокофорсированных дизельных двигателей с простыми системами питания (классический ТНВД), умеренным наддувом (или вообще без наддува) и без систем очистки отработавших газов. Склонно к образованию отложений. Соответствует классу API CC.
- К – кислотно очищенное. Масло прошло очистку по особой технологии для увеличения щелочного числа, что усилило его моющие и диспергирующие способности.
Есть еще значимые характеристики, явно не вошедшие в расшифровку М10Г2к по ГОСТ:
- Температура застывания составляет всего –18 °C. Это не позволяет использовать рассматриваемый продукт в качестве всесезонного. Исключения составляют южные регионы, где морозы зимой не опускаются ниже –5 °C. При небольшой отрицательной температуре запустить двигатель, скорее всего, получится. Но гарантии, что вкладыши не получат повреждений и что насос успешно прогонит смазку по системе, нет.
- Коэффициент вязкости – не ниже 90 единиц. Низкий показатель в целом, но достаточный для минеральных смазок.
- Температура вспышки – не ниже 210 °C. Среднее значение для продуктов прямой перегонки.
- Сульфатная зольность – не более 1,15% от массы. Недостаточно хороший показатель, если рассматривать относительно безопасного использования в двигателях, оснащенных сажевыми фильтрами.
Как видно из характеристик, моторное масло М10Г2к – это довольно неплохой минеральный продукт с достойным набором рабочих качеств.
Область применения
В народе часто говорили, что моторное масло М10Г2к – камазовское. Связано это непосредственно с областью применения. Основные потребители рассматриваемой смазки – тяжелая дизельная техника.
Причем обязательно, чтобы система питания двигателя этой техники была не технологичнее простого ТНВД, а сажевый фильтр отсутствовал в принципе.
Применение смазки М10Г2к довольно широко даже сегодня, когда техника с простыми нефорсированными моторами встречается все реже.
Дизельные автомобили, автокраны, дорожная, сельскохозяйственная и путевая техника, крупногабаритный водный транспорт и промышленные дизель генераторы работают на моторных маслах М10Г2к.
Положительной характеристикой рассматриваемого смазочного материала выступает цена. И в тех моторах, где нет смысла лить дорогие высокотехнологичные смазки, использование М10Г2к вполне оправдано.
Краткий обзор производителей масел М10Г2к
Сегодня смазочные материалы класса М10Г2к выпускает несколько производителей на постсоветском пространстве:
- Лукойл. Масло производства компании «Лукойл» считается лучшим продуктом этой категории. Как показали независимые тесты в реальных условиях и лабораторный анализ простых минеральных смазок от Lukoil, химический состав и рабочие качества даже несколько превышают требуемые по ГОСТ стандарты. Если в двигатель допускается заливка подобного рода смазочных материалов – можно смело использовать Лукойл М10Г2к.
- Газпромнефть. Смазочные материалы этого производителя также в целом на хорошем счету, если учитывать стоимость. По объему производства простых минеральных смазок Газпромнефть является одним из лидеров в России. Что касается продукции М10Г2к, то резко негативных отзывов о нем в свободных источниках почти нет. Авторы отзывов сходятся в одном: нормальное масло по адекватной цене.
- Нафтан. Также известный в РФ бренд. Касательно масел М10Г2к негативные отзывы встречаются чаще, чем у других производителей. Однако смазки компании Нафтан проходят тесты на соответствие ГОСТ.
- Агринол. Набирающий известность украинский бренд. Сегодня на российских рынках встречается реже. По качеству нареканий к смазкам этого бренда нет. В продаже есть масла М10Г2к от малоизвестных производителей или вообще без бренда. Причем цена зачастую ниже на 20-30%, чем, например, у Лукойла.
Однако в некоторых случаях под видом этого дизельного масла продается сырая база с примитивными присадками. А иногда и вообще без присадок.
Поэтому при выборе будьте осторожными и лучше немного переплатите, потому что впоследствии ремонтировать мотор из-за низкокачественного масла обойдется дороже.