Подбираем зимнее масло для двигателя

Моторы современных автомобилей становятся все более технологичными. Повышается коэффициент полезного действия (увеличивается количество выдаваемой двигателем энергии с единицы потребляемого топлива), растет удельная мощность и экологичность силовых агрегатов. Параллельно с этим процессом возрастают требования к моторным смазочным материалам.

Движение автомобиля по зимней дороге

Смазочные материалы для двигателей исторически подразделялись на две категории:

  • зимние;
  • летние.

Последние десятилетия тенденция в области производства моторных масел стремится к универсальным решениям. Доля зимних и летних смазок постепенно уменьшается. На смену им приходят универсальные смазочные материалы.

Однако сезонные смазки все еще актуальны, и многие автовладельцы по-прежнему пользуются ими. Давайте рассмотрим особенности выбора зимнего масла для двигателя внутреннего сгорания.

Зимнее масло для бензиновых двигателей

Особенно актуальна тема сезонных смазок в регионах, где температура редко выходит за нулевую отметку. Например, в северных регионах, где летом температура в лучшем случае ненадолго поднимается от нуля на несколько градусов.

Здесь применение исключительно зимних смазок вполне обосновано. Зачем заливать в мотор смазку с летним допуском, если этот параметр останется невостребованным? Так же некоторые водители, особенно старой закалки, используют в своих автомобилях масла исключительно по сезону.

Зимние моторные масла
Зимние моторные масла

Конечно, это всегда удобно и порой накладно. Ведь менять масло нужно будет дважды в год вне зависимости от пробега. Но если детально рассмотреть получаемые преимущества от использования зимних масел в холодное время года, то некоторые пункты будут выступать в пользу подобного стиля эксплуатации авто.

Применение сезонного масла для автомобиля имеет ряд преимуществ:

  • более частое обновление смазочного материала, что положительно сказывается на ресурсе деталей двигателя;
  • чисто зимнее или летнее масло при прочих равных выигрывает всесезонное по эксплуатационным качествам;
  • замена масла осуществляется как раз во время, когда автомобиль переходит на новый режим работы (поздней осенью или ранней весной), что сглаживает стрессовое воздействие межсезонья на двигатель.

Сейчас, в том обилие предлагаемых на рынке брендов и имеющейся в свободном доступе информации, выбрать лучшее зимнее моторное масло не всегда просто. А водители, которые уже озадачились идеей сезонной замены масла, как правило, не ищут промежуточных вариантов.

С учетом повышенных финансовых вложений в обслуживание авто и появлением дополнительных забот, автовладельцы хотят получить максимальный положительный эффект.

Найти чисто зимнее масло без летнего допуска проблематично. Раньше зимние смазки были более широко представлены на рынке. Одной из причин этому было повсеместное использование минеральных масел или синтетики, но изготовленной по устаревшим технологиям.

Классификация бензиновых масел по API
Классификация бензиновых масел по API

Эти масла имели небольшой рабочий интервал температур. И его приходилось ощутимо смещать в сторону летней либо зимней эксплуатации. Требуемые свойства достигались за счет обильного применения присадок.

Сегодня почти вся синтетика, даже предназначенная для работы в условиях сверхнизких температур, имеет небольшой летний допуск. Рассмотрим более детально основные характеристики моторных масел, предназначенных для зимнего использования.

Характеристики популярных марок

Начнем с того, что отыскать чисто зимнее моторное масло без летнего допуска по самому популярному критерию SAE вряд ли удастся, разве что в крупных магазинах, еще не так просто найти исключительно для бензинового ДВС.

Схема смазки автмобиля
Система смазки авто в общем виде

Стремление к унификации и возможность производства высококачественных смазок диктует свои условия. И подавляющее большинство моторных масел сейчас предназначено для эксплуатации как в дизельных, так и в бензиновых моторах.

Минеральные масла для использования зимой в бензиновых моторах подходят хуже всего. Основная причина – более ярко выраженное падение самой главной характеристики, вязкости, при понижении температуры.

Итак, рассмотрим более детально, что такое вязкость моторного масла и почему этот параметр наиболее важен для зимних смазок. Вязкость – свойство любой жидкости. Оно характеризует внутренне сопротивление жидкости взаимному перемещению внутри ее самой.

Чаще всего абсолютная величина выражается в сантистоксах (сСт). Для простоты восприятия рядовым потребителем этой величины моторные масла сегодня классифицируются по стандартам SAE.

Одно из самых маловязких моторных масел
Моторное масло с низкой вязкостью

Зимние моторные смазки маркируются числовым значением от 0 до 60 с буквой W на конце. Например, 10W. Чем меньше эта цифра, тем более низкая вязкость будет у масла при падении температуры и, соответственно, при более низких температурах оно способно работать.

На что влияет вязкость моторного масла?

  1. На защиту деталей двигателя в момент пуска. Существует определенный порог текучести, при котором масляный насос способен прокачать смазку по системе. Как известно, вкладыши коренных и шатунных шеек, пальцы поршней, а также крышки распредвала смазываются принудительно под давлением.
    Задир на крышке распредвала из-за дефицита смазки
    Задир на крышке распредвала из-за дефицита смазки

    После остановки двигателя в этих парах трения остается некоторое количество смазки, которой хватит на несколько секунд работы мотора. Если за эти несколько секунд насос не подаст смазку в эти узлы, то начнется трение на сухую с лавинообразным ускорением износа.

  2. На смазывание разбрызгиванием. Так смазываются цилиндры и поршни двигателя. Если смазка будет вязкой, как мед, то о смазывании разбрызгиванием говорить не приходится. Да и вообще вряд ли получится запустить двигатель с загустевшей смазкой до потери текучести.
  3. На работу гидрокомпенсаторов. Иногда после пуска двигателя можно слышать характерные цокающие звуки, которые прекращаются через несколько секунд.
    Принцип работы гидрокомпенасатора
    Принцип работы гидрокомпенасатора

    Это стучат гидрокомпенсаторы. Они работают от системы смазки двигателя и играют важную роль в уменьшении ударных нагрузок на газораспределительный механизм и обеспечении его правильной работы. Густое масло не позволяет компенсаторам наполниться, что вызывает их отказ.

Критерии по классификации API и ACEA не подразумевают жесткой привязки к температурным режимам. Для API важно, чтобы совпадало буквенное обозначение, начинающее с S.
Например, если производитель авто требует, чтобы масло соответствовало критерию по API не ниже SL, нужно подбирать масло и по этому параметру, и по вязкости.

Зимнее масло для дизельных двигателей

Зимнее масло для дизельных двигателей более требовательно, чем для бензиновых вариантов ДВС. Эта особенность характерна не только для зимних, а для смазок всех температурных диапазонов.

Маркировка зимнего моторного масла для дизелей по классификации SAE не отличается от бензиновых смазок. Критерии выбора по вязкости здесь унифицированы.

Разновидности система питания дизельных двигателей
Разновидности система питания дизельных двигателей

Что касается маркировки по API, то в этом случае допуск для дизеля начинается с латинской буквы C. Вторая буква обозначает поколение дизельной смазки. Чем дальше буква находится от начала алфавита, тем более совершенна смазка.

Через тире может дописываться цифра, уточняющая рабочие свойства и область применения. Например, часто можно встретить дизельные моторные масла с классом по API СI-4, которые сегодня наиболее распространены как смазки, удовлетворяющие большинству последних требований.

Так же необходимо учитывать перечень масел, которые рекомендуют заливать производители транспортных средств. Помимо классификации, многие смазочные материалы имеют допуски производителей, наличие которых означает успешное проведение испытаний данной смазки в лаборатории завода-изготовителя автомобиля.

Свойства и характеристики

Рассмотрим основные причины, по которым требования к дизельным смазочным материалам выше.

  1. Более высокая степень сжатия, что повышает нагрузку на детали цилиндропоршневой группы. Помимо давления на стенки вкладышей и шеек валов, повышенная степень сжатия подразумевает ускоренное окисление смазки.
  2. Особенности горения дизельного топлива. В отличие от бензина, который добывается из легких фракций нефти, дизельное топливо более тяжелое. В его составе присутствует сера и другие сажеобразующие химические соединения.
  3. Большее давление в камере сгорания после впрыска и воспламенения топлива.
таблица вязкости масла от температуры
Вязкость по SAE

Эти и некоторые другие особенности работы дизельного двигателя требуют от масла несколько других свойств. Во-первых, смазка должна обладать хорошими смазочными свойствами, чтобы эффективно удалять продукты термического разложения топлива.

Во-вторых, дизельное масло должно образовывать более стойкую и устойчивую к выдавливанию защитную пленку, чтобы предотвратить ускоренный износ двигателя из-за трения на сухую.

Дизельные моторные масла по API
Эксплуатационные свойства дизельных моторных масел по API

Современные смазочные материалы для дизельных и бензиновых моторов не имеют четкой градации по вязкости. Масла отличаются в основном за счет присадок. Для обычного пользователя эти параметры выражаются в допусках.

Универсальный вариант

Подавляющее большинство моторных смазок, доступных сегодня для широкого круга автовладельцев – универсальные. Чисто летнее или зимнее моторное масло можно встретить или в районах крайнего севера, или в южных регионах.

Вязкость универсальных смазочных материалов для ДВС по SAE имеет двойную маркировку. Первая цифра, идущая с буквой W, обозначает зимнюю вязкость. Следующая через тире цифра – летнюю.

Например, одно из наиболее популярных масел для регионов с умеренным климатом маркируется SAE 5W-40. Это означает, что данное масло способно обеспечить защиту двигателя при холодном старте в интервале температур от –35 до +40 °C.

Какое масло заливать зимой, советы от Castrol — видео

Выбор хорошей зимней смазки универсального типа сводится к комплексной оценке. Необходимо знать, какой допуск указывает завод-изготовитель автомобиля. Это может быть класс по API, ACEA или ILSAC.

Так же учитывается допуск по маркировке конкретного этапа испытаний лабораторией производителя транспортного средства. Вязкость подбирается в зависимости от климатических условий.

Только вдумчивое соблюдение всех параметров выбора может гарантировать удачный подбор зимнего смазочного материала для двигателя.

Ссылка на основную публикацию