Большинство автолюбителей несерьезно относятся к жидкости, залитой в радиатор автомобиля. А ведь это не просто вода, у нее есть технические характеристики. Например, плотность тосола может рассказать о его качестве и способности выполнять свою задачу.
Для начала, разрешим известный спор: «тосол или антифриз?». На самом деле, это не более, чем игра слов. Понятие «антифриз» — общепринятая транслитерация латинского «antifreeze», (переводится, как незамерзающий).
К этой группе относится любая охлаждающая жидкость, которая способна оставаться в жидком состоянии при минусовой температуре. А «Тосол» — это отечественная разработка с собственным именем. ТОС – это технология органического синтеза, окончание «ол» — говорит о содержании в нем спиртов (эти жидкости также имеют окончание «ол»).
Из чего состоят тосолы и антифризы?
Как и моторные масла, охлаждающая жидкость создается на базе основы. В данном случае – это вода. Только не простая, а дистиллированная и тщательно очищенная. Естественные соли, которые присутствуют в составе воды, вызывают отложения в рубашках охлаждения двигателя, а также способствуют коррозии.
Главная задача этого компонента – опустить планку замерзания тосола. В зависимости от концентрации, смесь может оставаться жидкой в диапазоне от — 5 °C до — 90 °C.
Для чего это нужно? При замерзании, любая жидкость расширяется. Если лед образуется в системе охлаждения двигателя, его просто разорвет изнутри. Как минимум, треснет радиатор охлаждения.
Кроме того, в охлаждающую жидкость добавляется еще целый ряд присадок:
- противопенные не позволяют воздушным пузырькам стабильно удерживаться в жидкости;
- антикоррозийные (антиокислительные) продлевают жизнь металлическим деталям;
- моющие (так называемые поверхностно активные вещества – ПАВ), они не позволяют отложениям фиксироваться на внутренних стенках мотора;
- красители, которые позволяют безошибочно идентифицировать тип «незамерзайки»;
- отдушки – вещества, нейтрализующие неприятный запах.
Соотношение воды, антизамерзающих компонентов, и в меньшей степени присадок, определяют плотность тосола и антифриза.
На что влияет плотность?
Сама по себе плотность тосола не является фактором, определяющим какие-либо уникальные свойства. Скорее – это индикатор состояния. Просто при смешивании основы с присадками, формируется определенный удельный вес антифриза и тосола.
По отношению к плотности чистой воды, равной единице, появляется определенный коэффициент. Он показывает массовую долю дополнительных веществ, растворенных в дистиллированной воде.
Определяем качество тосола без специальных средств — видео
Слишком высокий показатель приводит к загустению «незамерзайки». Это дополнительная нагрузка на крыльчатку помпы. Кроме того, слишком вязкий тосол не так эффективно циркулирует по каналам рубашки охлаждения, снижая эффективность теплообмена. В мелких сотах радиатора появляются нежелательные отложения.
Если же плотность антифриза стремится к единице, это говорит о критически низкой концентрации добавок. Для охлаждения это неплохо, чистая вода имеет наилучшую теплопроводность.
Однако смазывающие и моющие свойства практически отсутствуют. Кроме того, такая охлаждающая жидкость замерзнет при минимальной минусовой температуре (от -2°C).
Процент содержания этиленгликоля и плотность популярного тосола А-40, демонстрирует таблица:
ПОКАЗАТЕЛЬ | |||||
Внешний вид | Светло-желтая, слегка мутная жидкость | Зеленовато-голубая прозрачная жидкость | |||
Плотность при 20 °С, кг/м3 | 1067 - 1072 | 1085 - 1090 | 1075 - 1085 | 1085 - 1095 | |
Температура кристаллизации, не выше | -40 | -65 | -40 | 65 | -40 |
Температура кипения, °С, не ниже | 100 | 100 | 105 | 105 | 105 |
Содержание этиленгликоля, масс %, не менее | 52 | 64 | 53 | 63 | 60 |
декстрин | 1.0 | 1,0 | 0,4 | 0.5 | 0,6 |
динатрийфосфат | 2,5...3,5 | 3,0... 3,5 | - | - | - |
антивспениватель | - | - | 0,05 | 0,08 | 0,08 |
композиция антикоррозионных соединений | - | - | 2,55 | 2,95 | 3,5 |
На ней хорошо видно, как нелинейно (и на первый взгляд нелогично) меняется температура замерзания в зависимости от массовой доли присадок.
Как измерить плотность охлаждающей жидкости?
Для начала разберемся, почему меняется плотность.
- Тосол не обязательно продается в виде готовой к употреблению жидкости. Чаще всего, это концентрат, который автолюбители разбавляют дистиллированной водой. Причем процент можно регулировать: для морозных регионов и южной части страны плотность может быть различная.
- В процессе эксплуатации испаряется вода (через клапан крышки расширительного бачка), или частично теряются присадки. Соответственно, идеальные показатели уходят в любую сторону от базовых.
Если не отслеживать этот процесс, можно либо перегреть двигатель слишком густой охлаждающей жидкостью, либо напротив: в мороз произойдет кристаллизация, и радиатор от расширения даст течь. В самых запущенных случаях может треснуть головка блока цилиндров.
Поэтому необходимо как минимум 2 раза в год (при смене сезонов) проверять плотность тосола так же, как плотность электролита в АКБ. Для этого нужен обычный ареометр.
Замер показателей производится при температуре антифриза порядка +20°C. Это никак не связано с региональными условиями эксплуатации, просто производители приняли такой стандарт для единства измерений.
При проверке потребуется слить часть жидкости из бачка расширения (для создания температурных условий можно принести емкость в комнату). Если температура на улице позволяет, замер проводится прямо в бачке.
После измерения, если плотность не соответствует установленным нормам, следует изменить концентрацию. Для этого не обязательно сливать весь тосол и разбавлять его заново.
Зная объем ОЖ в системе, можно просто добавить в бак расширителя концентрат или дистиллированную воду (в зависимости от показаний ареометра). Разумеется, надо предварительно произвести отбор лишней жидкости.
Замеряем плотность тосола непосредственно из бачка автомобиля — видео
Затем следует завести двигатель (для перемешивания) и снова произвести замер плотности.
Заключение
Следить за состоянием охлаждающей жидкости не менее важно, чем за уровнем и качеством моторного масла. Иначе срок службы вашего двигателя будет уменьшаться. Лопнувшая ГБЦ, или заклинивание поршневой группы от перегрева обернется дорогостоящим капитальным ремонтом ДВС.