Плотность тосола. Как измерить и на что она влияет?

Большинство автолюбителей несерьезно относятся к жидкости, залитой в радиатор автомобиля. А ведь это не просто вода, у нее есть технические характеристики. Например, плотность тосола может рассказать о его качестве и способности выполнять свою задачу.

Для начала, разрешим известный спор: «тосол или антифриз?». На самом деле, это не более, чем игра слов. Понятие «антифриз» — общепринятая транслитерация латинского «antifreeze», (переводится, как незамерзающий).

Тосол от разных производителей

К этой группе относится любая охлаждающая жидкость, которая способна оставаться в жидком состоянии при минусовой температуре. А «Тосол» — это отечественная разработка с собственным именем. ТОС – это технология органического синтеза, окончание «ол» — говорит о содержании в нем спиртов (эти жидкости также имеют окончание «ол»).

Из чего состоят тосолы и антифризы?

Как и моторные масла, охлаждающая жидкость создается на базе основы. В данном случае – это вода. Только не простая, а дистиллированная и тщательно очищенная. Естественные соли, которые присутствуют в составе воды, вызывают отложения в рубашках охлаждения двигателя, а также способствуют коррозии.

Далее следует самый важный компонент: этиленгликоль. Это сложный двухатомный спирт, обладающий уникальной стойкостью к морозам: температура его замерзания почти — 200 °C. Кроме того, эта добавка достаточно вязкая, и хорошо смешивается с водой.

Главная задача этого компонента – опустить планку замерзания тосола. В зависимости от концентрации, смесь может оставаться жидкой в диапазоне от — 5 °C до — 90 °C.

замер плотности
замер плотности тосола

Для чего это нужно? При замерзании, любая жидкость расширяется. Если лед образуется в системе охлаждения двигателя, его просто разорвет изнутри. Как минимум, треснет радиатор охлаждения.

Кроме того, в охлаждающую жидкость добавляется еще целый ряд присадок:

  • противопенные не позволяют воздушным пузырькам стабильно удерживаться в жидкости;
  • антикоррозийные (антиокислительные) продлевают жизнь металлическим деталям;
  • моющие (так называемые поверхностно активные вещества – ПАВ), они не позволяют отложениям фиксироваться на внутренних стенках мотора;
  • красители, которые позволяют безошибочно идентифицировать тип «незамерзайки»;
  • отдушки – вещества, нейтрализующие неприятный запах.

Соотношение воды, антизамерзающих компонентов, и в меньшей степени присадок, определяют плотность тосола и антифриза.

На что влияет плотность?

Сама по себе плотность тосола не является фактором, определяющим какие-либо уникальные свойства. Скорее – это индикатор состояния. Просто при смешивании основы с присадками, формируется определенный удельный вес антифриза и тосола.

По отношению к плотности чистой воды, равной единице, появляется определенный коэффициент. Он показывает массовую долю дополнительных веществ, растворенных в дистиллированной воде.

Определяем качество тосола без специальных средств — видео

Слишком высокий показатель приводит к загустению «незамерзайки». Это дополнительная нагрузка на крыльчатку помпы. Кроме того, слишком вязкий тосол не так эффективно циркулирует по каналам рубашки охлаждения, снижая эффективность теплообмена. В мелких сотах радиатора появляются нежелательные отложения.

Если же плотность антифриза стремится к единице, это говорит о критически низкой концентрации добавок. Для охлаждения это неплохо, чистая вода имеет наилучшую теплопроводность.

Однако смазывающие и моющие свойства практически отсутствуют. Кроме того, такая охлаждающая жидкость замерзнет при минимальной минусовой температуре (от -2°C).

Процент содержания этиленгликоля и плотность популярного тосола А-40, демонстрирует таблица:

ПОКАЗАТЕЛЬ
Анифриз
Тосол
Ож

40
65
А-40
А-65
Лена 40
Внешний видСветло-желтая, слегка мутная жидкостьЗеленовато-голубая прозрачная жидкость
Плотность при 20 °С, кг/м31067 - 10721085 - 10901075 - 10851085 - 1095
Температура кристаллизации, не выше-40-65-4065-40
Температура кипения, °С, не ниже100100105105105
Содержание этиленгликоля, масс %, не менее5264536360
Присадки, г/л
декстрин1.01,00,40.50,6
динатрийфосфат2,5...3,53,0... 3,5---
антивспениватель--0,050,080,08
композиция антикоррозионных соединений--2,552,953,5

На ней хорошо видно, как нелинейно (и на первый взгляд нелогично) меняется температура замерзания в зависимости от массовой доли присадок.

Как измерить плотность охлаждающей жидкости?

Для начала разберемся, почему меняется плотность.

  1. Тосол не обязательно продается в виде готовой к употреблению жидкости. Чаще всего, это концентрат, который автолюбители разбавляют дистиллированной водой. Причем процент можно регулировать: для морозных регионов и южной части страны плотность может быть различная.
  2. В процессе эксплуатации испаряется вода (через клапан крышки расширительного бачка), или частично теряются присадки. Соответственно, идеальные показатели уходят в любую сторону от базовых.

Если не отслеживать этот процесс, можно либо перегреть двигатель слишком густой охлаждающей жидкостью, либо напротив: в мороз произойдет кристаллизация, и радиатор от расширения даст течь. В самых запущенных случаях может треснуть головка блока цилиндров.
треснула головка блока цилиндров
Поэтому необходимо как минимум 2 раза в год (при смене сезонов) проверять плотность тосола так же, как плотность электролита в АКБ. Для этого нужен обычный ареометр.

Замер показателей производится при температуре антифриза порядка +20°C. Это никак не связано с региональными условиями эксплуатации, просто производители приняли такой стандарт для единства измерений.
измерение плотности тосола
При проверке потребуется слить часть жидкости из бачка расширения (для создания температурных условий можно принести емкость в комнату). Если температура на улице позволяет, замер проводится прямо в бачке.

После измерения, если плотность не соответствует установленным нормам, следует изменить концентрацию. Для этого не обязательно сливать весь тосол и разбавлять его заново.

Зная объем ОЖ в системе, можно просто добавить в бак расширителя концентрат или дистиллированную воду (в зависимости от показаний ареометра). Разумеется, надо предварительно произвести отбор лишней жидкости.

Замеряем плотность тосола непосредственно из бачка автомобиля — видео

Затем следует завести двигатель (для перемешивания) и снова произвести замер плотности.

Заключение

Следить за состоянием охлаждающей жидкости не менее важно, чем за уровнем и качеством моторного масла. Иначе срок службы вашего двигателя будет уменьшаться. Лопнувшая ГБЦ, или заклинивание поршневой группы от перегрева обернется дорогостоящим капитальным ремонтом ДВС.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector