При взгляде на цифровой индекс, создается впечатление, что данный продукт является развитием легендарного ветерана ЦИАТИМ 201. На самом деле 221-й гораздо ближе к самолетным технологиям, название разработчика обязывает.
Центральный институт авиационных топлив и масел действительно создавал эту смазку преимущественно для использования в воздухе. Это подтверждает одно из свойств ЦИАТИМ 221: надежная работа в разреженном воздухе, и даже в глубоком вакууме.
Под стать характеристикам, и заоблачная цена: из серии «Циатимов» общего назначения (не считая предложений узкой специализации) это, пожалуй, самый дорогой продукт.
Принципиальное отличие в базовой основе: она кремнийорганическая. Соответственно и загуститель состоит из кальциевого мыла.
ЦИАТИМ 221 характеристики и применение
Внешне эта смазка мало отличается от аналогов: выглядит как вазелино-образная мазь, с гладкой блестящей поверхностью. Цвет от грязно-желтого до светло-коричневого. Оттенок никак не влияет на характеристики ЦИАТИМ 221, и зависит лишь от типа присадок, используемых производителем согласно ГОСТ 9433 80.
Про свойства и характеристики смазки ЦИАТИМ 221 — видео
- предел прочности не менее 120 Па (немного, но вполне достаточно для работы на высокоскоростных узлах трения);
- достаточно высокая температура каплепадения: разжижение происходит при достижении температуры 200°C;
- интересная особенность: даже после перехода в жидкое состояние (вплоть до кипячения), свойства восстанавливаются после остывания;
- 221-й не растворяется в воде, при этом избыточно гигроскопичен: при поглощении воды меняются свойства, снижается устойчивость к низким температурам;
- практически не защищена от химического воздействия, даже в виде посторонних испарений;
- не взаимодействует с резиной и полимерными соединениями;
- максимальное остаточное давление, при котором не меняются рабочие параметры: не менее 666,5 Па;
- сертифицированный диапазон рабочих температур: от -60°C до +150°C;
- удобна для долговременных запасов: в течение 40 лет хранения свойства не меняются.
Такие характеристики ограничивают применение смазки:
- высокоскоростные измерительные приборы (в первую очередь авиационные);
- закрытые подшипники качения;
- любые детали трения в глубоком вакууме;
- узлы трения и скольжения, в которых металл сопрягается с резиной.
Информация: ЦИАТИМ 221 нетоксичен, нейтрален к коже и слизистым оболочкам, не выделяет вредных паров при нагреве.
Для чего используется ЦИАТИМ 221F?
Это развитие линейки 221-го, призванное нивелировать некоторые недостатки базовой смазки. В основной состав добавляется специально разработанная фторовая присадка.
Благодаря этому кардинально меняются рабочие свойства:
- Улучшены противоизносные и противозадирные характеристики, особенно при интенсивной нагрузке.
- Увеличенная термостойкость позволяет работать в нагруженных узлах без потери свойств.
- Ликвидирована гигроскопичность: это дает возможность использования во влажной среде.
- Благодаря фторопластовым включениям, снижается шум при работе агрегатов трения и вращения.
Что лучше, Литол 24 или ЦИАТИМ 221?
В качестве прямого аналога их сравнивать некорректно. «Литол» более универсален, кроме того, он отлично справляется с «водными процедурами».
В этом смысле у 221-го нет заменителей. Разумеется, эти смазки нельзя смешивать между собой, кальциевые и литиевые соединения несовместимы химически.
ЦИАТИМ 201 и 221, в чем принципиальная разница?
Прежде всего в основе и составе загустителя. Именно эти компоненты определяют применяемость. 201-й – это типичный продукт эконом класса. А 221-й – высокотехнологичная разработка для использования в авиации и точном приборостроении. Они уживаются в одном автомобиле (механизме), только в разных узлах.
Чем отличается ЦИАТИМ 201 от 221 по возможности применения?
- 201 нельзя использовать при контакте с резиной.
- 221 может работать при более высоких температурах.
- Срок хранения различается почти в 10 раз в пользу 221-го.
- Соответственно, ЦИАТИМ 221 в 3-5 раз дороже.
Как выглядит настоящий ЦИАТИМ 211 времен СССР — видео