Двигатель внутреннего сгорания не может работать без смазки. Мало того, ее надо периодически менять. В идеале, техническая документация содержит данные про объем масла в двигателе, его спецификацию, и периодичность замены.
Пока машина на гарантии, это проблема сервисных центров (за исключением ваших затрат на регламент). По окончании гарантийной «кабалы», многие владельцы переходят на самостоятельное обслуживание.
В принципе, для того, чтобы правильно подобрать объем масла, не нужно заканчивать автомобильный колледж. Тем не менее этот вопрос ставит многих водителей в тупик даже на этапе покупки расходников. А продавец с удовольствием вручит вам пару лишних литров со словами: «лучше перелить, чем недолить».
Сколько масла должно быть в двигателе по нормам?
Вопрос далеко не праздный. Даже если вы «блондинка на красной машинке», приезжая в авторизованный сервис, желательно знать, сколько масла нужно заливать в двигатель. Аферисты менеджеры легко могут выписать вам 8 литров, вместо положенных 4, и вы просто заплатите за воздух.
А если вы самостоятельно проводите обслуживание, тем более нужно владеть информацией. При этом получить ее достаточно один раз — количество масла в двигателе не поменяется.
Существует несколько способов определения, сколько масла требуется для замены в конкретном двигателе:
- Руководство по регламентному обслуживанию. В нем есть раздел: «моторное масло и фильтр».Там вы найдете достоверную информацию о типе смазки, допусках, интервалах замены масла и объемах технических жидкостей. Если такой книги нет – ее можно приобрести в специализированных магазинах автомобильных товаров.
- Инструкции по техническому обслуживанию можно найти на сайтах автопроизводителей. Документация может быть на английском языке (если у вас иномарка), но разобраться в ней несложно: любая процедура на страницах документа сопровождается картинками.
- Приобрести или скачать в интернете специализированную программу по диагностике и ремонту. Их стоимость достаточно высока, но при желании можно найти интернет-ресурс, где подобный софт имеется в открытом доступе.
В таких программах есть информация о том, сколько масла в двигателе будет при полной замене (в сухую, то есть с откачкой вакуумом), при замене с фильтром и без фильтра. - Также существуют специальные сайты по подбору смазочных материалов. Указав марку авто, вы с достаточной точностью получите объем.
- А самый простой вариант поиска данных – профильные форумы автовладельцев. Вы можете получить консультацию от нескольких участников, и с высокой степенью достоверности определить количество смазки.
Если ни один из перечисленных способов не подошел – остается измерить количество отработки.
Убедившись в том, что след уровня находится не ниже соответствующей метки на щупе, подставьте под картер емкость не менее 5 литров (для двигателя объемом не более 3.0 л).
Слейте все масло из картера, открутите фильтр, и вылейте его содержимое в ту же емкость. Вы получите примерный объем смазки (без учета оставшейся на внутренних стенках двигателя).
После чего необходимо как можно быстрее приобрести необходимое количество расходника с запасом 0,5 – 1,0 л (вам все равно следует иметь небольшой запас на межсервисный долив). Пока вы будете ходить по магазинам, рекомендуется закрыть заливную и сливную горловины, и ни в коем случае не заводить мотор без смазки.
Чем опасен перелив или недолив
На масляном щупе есть 2 отметки: «min» и «max»
Важно понимать, что эти значения не имеют отношения к степени прогрева мотора (в отличие от меток на расширительном бачке охлаждающей жидкости). Объем моторного масла в двигателе измеряется только «на холодную».
После поездки (когда мотор прогреется), автомобиль устанавливается на ровную площадку, и надо подождать минимум 15-20 минут. Идеальный вариант – измерять уровень утром в гараже, перед выездом. Тогда и мотор остынет, и вся смазка стечет на дно картера.
Щуп извлекается из двигателя, протирается насухо, вставляется обратно, и снова извлекается. Масляный след должен быть строго между метками.
Перелив приводит к следующим проблемам:
- масло касается горячей полости цилиндров, вспенивается и выгорает;
- закоксовываются маслосъемные кольца на поршнях;
- сальники и прокладки получают дополнительную нагрузку (из-за давления), и выходят из строя раньше срока;
- масло попадает в штуцер сапуна, смешивается с пылью, и создает плотную пробку.
Излишки рано или поздно выдавятся из-под прокладок, или просто выгорят, оставив после себя слой шлака внутри мотора. При этом вы оплачиваете лишний объем.
Недолив не менее опасен:
- маслозаборный патрубок может «хватать воздух», что приведет к масляному голоданию;
- коленвал не получит цельного масляного пятна в точках трения, что приведет к появлению задиров;
- недостаточное количество жидкости снижает степень охлаждения деталей внутри картера.
Что будет с двигателем, если не долили масла до нужного объема — видео
Поэтому необходимо не просто знать, какой объем масла должен быть залит в двигатель, но и постоянно контролировать его уровень.
Причины перерасхода масла
В среде автовладельцев часто звучит вопрос: сколько нужно масла на долив между заменой? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В инструкции по обслуживанию некоторых автомобилей попадается информация о том, что т.н. расход масла «на угар» допустим, с указанием количества.
Практика показывает, что исправный двигатель потребляет количество, не превышающее остаток масла при замене (при условии, что вы знали, сколько лить, и купили точный объем).
При сливе отработки остается порядка 10% от количества, именно столько масла останется в емкости.
А если мотор изношен, перерасход происходит по следующим причинам:
- маслосъемные кольца залегли, или требуют замены по причине износа;
- сальники клапанов (маслосъемные колпачки) задубели, или стерлись;
- нарушена герметичность прокладки головки блока цилиндров, смазка попадает в охлаждающую жидкость;
- имеются утечки через прокладку поддона или сальники.
Сколько литров масла покупать для заливки в двигатель — видео
Заключение:
Получив информацию, сколько литров масла заливать в двигатель, вы не попадетесь на обман автосервиса, и не переплатите лишних денег при самостоятельной замене. Литраж мотора не связан напрямую с объемом смазки.
Есть некоторая связь с количеством цилиндров (более длинный коленвал, а стало быть увеличена емкость картера).
Взять точные данные, сколько надо залить именно в вашу модель, можно из документации, или определив опытным путем. Методы изложены в нашем материале.