Как определить, какой расход масла в двигателе считается нормальным?

Автомобиль едет, двигатель работает, запас топлива уменьшается. Это нормальная ситуация – расход бензина (солярки) заложен в технических характеристиках. Нормы расхода масла двигателя определяются при проектировании и считаются нормой.

заливаем масло в двигатель

В теории, этот объем не должен уменьшаться, он ведь не используется для выработки лошадиных сил. Тем не менее между интервалами замены смазки, большинство водителей доливают жидкость до установленного объема. Что это, испарение, угар или протечка через сальники с прокладками?

На самом деле, это стандартная ситуация: каждый автомобиль вместе с топливом «потребляет» остальные технические жидкости.

Чтобы это понять, какой расход масла в двигателе считается нормальным, разберемся в принципах работы ДВС, ведь норма расхода не всегда указана в инструкции по эксплуатации.

Какие двигатели бывают и как определить расход масла

Любой силовой агрегат потребляет смазочные материалы. Система устроена таким образом, что герметичность картера весьма условна.

Потенциальных мест утечки достаточно много:

  1. Система вентиляции картерных газов. Смазка испаряется, превращается во взвесь во время работы, и естественным путем попадает во впускной тракт. Там пары масла просто сгорают в цилиндрах, вместе с топливновоздушной смесью.
  2. Прокладки поддона и головки блока цилиндров. Какими бы надежными они не были, микро утечки есть всегда.
  3. Сальники клапанов (так называемые клапанные колпачки).
  4. Сальники валов, выходящих за пределы блока двигателя.
  5. Маслосъемные кольца поршней. Они не замкнуты, каждое кольцо имеет технологический разрыв. Через него происходит утеска смазки в камеру сгорания.
  6. Сгорание масла на раскаленных поверхностях поршней и цилиндров. Снизу эти элементы постоянно орошаются смазкой.
    поршни двигателя с нагаром от масла

В новом обкатанном моторе потери должны быть минимальными, но они присутствуют всегда. По мере износа комплектующих расход масла возрастает, равно как и при возникновении неисправностей.

Об этом мы расскажем подробнее в конце статьи. Обычно двигатели «потребляют» не более 5%-10% от объема залитой смазки. При этом расход сильно зависит как от типа двигаетля, так и от манеры езды.

Существует некоторая зависимость от объема мотора, но она не так принципиальна. Скорее на «угар» масла влияет количество цилиндров: появляется больше потенциальных точек утечки.

Атмосферный бензиновый двигатель

Принято считать, что норма расхода масла в двигателе рассчитывается в пропорции к потраченному топливу. Для бензинового атмосферника, нормальный «угар» не должен превышать 2,5 мл на 100 л бензина.

Причем зависимость от износа агрегатов нелинейная. Новый движок потребляет больше смазки, поскольку детали еще не притерлись между собой. Уплотнения недостаточно герметичны, и расход масла до первой замены будет выше установленных показателей.

После завершения обкаточного периода, наступает заметное снижение потерь. В таком состоянии механизмы работают именно так, как заложено конструкцией.

Исключение из правил
Есть бензиновые силовые агрегаты, в которых повышенный расход масла предусмотрен изначально. К ним относятся форсированные ДВС, или моторы с высоким коэффициентом литровой мощности. Информация об этом имеется в инструкции, владелец такого авто должен быть готов к дополнительным расходам за высокотехнологичные решения. Для изношенных моторов без выраженных неисправностей нормальный расход масла составит 25-100 мл на 100 л топлива, причем по мере «усталости», цифра медленно прогрессирует.

Если количество ушедшей смазки подходит к рубежу 500 мл на 100 л бензина, пора задуматься о капитальном ремонте. После его проведения, расход должен быть немного больше, чем на новом моторе, с учетом его снижения после обкатки.

Для снижения этого показателя многие водители используют присадки в двигатель.
заливаем присадки в двигатель

По утверждению производителей, «чудодейственные эликсиры» восстанавливают выработку на металлических поверхностях, и размягчают задубевшие сальники. Научно обоснованных подтверждений нет, равно как и аргументированных опровержений. Стало быть, для автовладельцев подобная процедура является лотереей.

Турбированные бензиновые двигатели

Не следует путать показатели с форсированными моторами. Если на потраченную тонну бензина (эквивалент пробега 10000 км) вы добавляете 500-800 мл моторного масла – расход в норме.

Почему такая разница с атмосферником? Кроме повышенной теплоотдачи (угар на раскаленных поверхностях поршневой группы), смазка может законным образом испаряться в турбине.

Несмотря на то, что зтот узел довольно компактный, он прогоняет через себя большое количество технической жидкости. А учитывая высокую термическую нагрузку, избежать потерь не получится.
турбина двигателя в закоксованном виде

Для остальных деталей двигателя характерны высокие переменные нагрузки, из-за чего происходит кратковременная потеря герметичности сальников, маслосъемных колец и колпачков на клапанах.

Еще одна причина перерасхода масла – высокое давление в системе вентиляции картера. Как мы знаем, в этом воздушном пространстве находятся пары и взвесь смазки, которая исчезает в камерах сгорания.

Если имеется критический износ, или техническая проблема в двигателе – «угар» масла может достигать 2 л на 10000 км пробега. В такой ситуации требуется немедленный ремонт, иначе к потерям на покупку «лишнего» масла добавится внушительная сумма на восстановление или замену двигателя.
закоксованный двигатель после угара большого количества масла

Интересно, что компрессорные (механические) системы наддува не влияют на расход смазки. Этот узел не нагружен термически, да и обороты на порядок меньше, чем в турбине.

Дизельный двигатель

Допустимый расход масла для моторов, работающих на тяжелом топливе, составляет 200-500 мл на 100 л солярки. Конструктивные особенности турбированных дизелей существенно не влияют на «угар» смазки, разве что эксплуатация турбины съедает еще 100-200 мл.

Температурные потери в этих моторах на так заметны, основная проблема в ударных нагрузках. Любая втулка или вал с сальником постоянно испытывает поперечные (осевые) смещения, нарушая герметичность стыка. Движение поршней более резкое, маслосъемные кольца с каждым циклом пропускают смазку в камеру сгорания.

Важно! Если дым из выхлопной трубы стал более плотным и насыщенным, проблема может быть вовсе не в сажевом фильтре. Возможно, вы видите продукт сгорания моторного масла.

дизельный двигатель

Дизельный мотор всегда дороже в эксплуатации, его ремонт влетает в копеечку. Поэтому, если вы обнаружили неприлично большой расход масла, немедленно ищите причину.

Какие неисправности ведут к перерасходу масла

Чтобы вернуть нормальный расход масла, вовсе не обязательно сдавать автомобиль на капитальный ремонт. К счастью, большинство причин «угара» можно устранить самостоятельно без лишних затрат.

Перечень проблем, которые решаются без обязательного посещения автосервиса:

  • проверьте герметичность прокладки картера – для этого достаточно произвести осмотр двигателя из смотровой ямы;
    протечка масла из картера двигателя
  • по возможности проверяйте место, где только что стоял ваш автомобиль, на отсутствие масляной лужи (или пятен);
  • часто причиной утечки может быть неплотно затянутая сливная пробка после проведения регламентных работ, или прокладка на этой же пробке;
    течь масла из под пробки поддона
  • неправильно закрученный масляный фильтр. В этом узле смазка находится под давлением;
  • засорившийся сапун вентиляции картера, или забитый клапан картерных газов создает избыточное давление: смазка выдавливается через сальники;
  • проверка компрессии в блоке цилиндров укажет на изношенные кольца (нас интересуют преимущественно маслосъемные);
  • для замены маслосъемных колпачков на клапанах не потребуется много средств – в большинстве двигателей этот узел доступен для обслуживания.

Итог

Почему-то, основными причинами перерасхода масла, считаются именно технические проблемы в двигателе. Мало кто задумывается над качеством смазки.

Любые эксперименты с вязкостью или заводской спецификацией могут привести не только к перерасходу, но и к более серьезным проблемам для силового агрегата.

О нормах расхода и причинах увеличенного потребления моторного масла

Слишком вязкая жидкости приводит к созданию избыточного давления в маслонасосе, как следствие – выдавливание смазки как говорят, изо всех щелей.

И напротив, жидкий состав обладает высокой текучестью, и проходит через уплотнительные сальники.

Напомним про экономию «на спичках», равно как и добавление присадок, не имеющих допуск производителя вашего авто. В большинстве случаев это приводит к перерасходу и поломкам мотора.

Поэтому можно дать общий совет: качественное масло и своевременная диагностика двигателя, будь он самым атмосферным и дефорсированным.

Ссылка на основную публикацию