Жидкое углеводородное топливо (в нашем случае – бензин), это самый массовый продукт, потребляемый автовладельцами. От его качества зависит не только комфорт передвижения на транспорте, но и состояние всех узлов двигателя.
Бензин – это не просто смесь углеводородов, созданная из природного сырья. В состав топлива входит целый перечень химических добавок, формирующий заданные параметры и соответствие международным стандартам.
Что обеспечивают присадки в бензин:
- устойчивость топлива к детонации;
- испаряемость для создания топливно-воздушной смеси;
- удержание компонентов топлива в жидком состоянии: отсутствие отложений в баке и магистралях;
- снижение шламов и нагара в камере сгорания;
- совместимость с каталитическими нейтрализаторами;
- снижение токсичности выхлопных газов.
Присадки в дизельное топливо и бензин: заводские или дополнительные?
Перечень химических добавок в любое топливо определен ГОСТ и международными стандартами. Соответствие контролируется непосредственно при производстве и в рамках ревизионного контроля на заправочных комплексах.
Однако, несмотря на принимаемые меры, водители постоянно сталкиваются с некачественным топливом. Чаще всего этим «грешат» не сетевые региональные АЗС, расположенные на удалении от центров сертификации и контроля.
Общая тенденция: для формирования конкурентной цены (а иным способом водителя на такую заправку не заманить), горе-предприниматели вынуждены закупать либо просроченный бензин, либо произведенный кустарным способом.
Еще одна проблема – присадки для повышения октанового числа. Для этого приобретается партия нормального АИ-92, который с помощью специальной химии «превращается» в 95-й или 98-й.
Поскольку обеспечить заводские технологии на базе АЗС невозможно, владельцам автомобилей предлагается откровенная «бодяга», которая не выдерживает никаких тестов.
В результате страдает топливная система, зашлаковываются форсунки, топливопровод. Прогорают катализаторы и выхлопная система.
Кроме того, система ГРМ и поршневая группа постепенно засоряются даже в процессе условно нормальной эксплуатации, вне зависимости от качества топлива. В результате возникает потребность в изменении качества заливаемого бензина.
Для этого производители автомобильной химии предлагают различные добавки, которые можно разделить на несколько видов:
- Составы, улучшающие свойства некачественного топлива: корректоры октанового числа, нейтрализаторы сернистости, кислотности и пр.
- Присадки, очищающие топливную систему: насос, форсунки, карбюратор.
- Химия, предназначенная для раскоксовки поршневой группы.
- Защита каталитических нейтрализаторов и топливной системы.
- Повышение экологичность выхлопа.
- Препятствующие окислению деталей двигателя и топливной системы, при длительных простоях.
- Антикоррозийные добавки, вытеснители влаги.
- Модификаторы трения, придающие топливу антифрикционные свойства.
- Пусковые присадки или инициаторы горения: для облегчения холодного пуска и снижения нагара.
- Специфические составы для применения в определенных условиях: например, притирочные добавки для ускорения обкатки после капитального ремонта.
Как это работает?
Какие присадки добавляют в бензин чаще всего? Чистящие или корректирующие свойства топлива. Их работу мы рассмотрим детально.
Нужны ли вообще присадки в бензин, и какие они бывают — видео
Составы для чистки форсунок
Топливные инжекторы засоряются не только из-за плохого бензина. Микроскопический мусор присутствует всегда, рано или поздно он нарушает нормальную проходимость в дюзах.
Это не повод покупать новые форсунки или бежать на СТО для ультразвуковой «пробивки». Если зашлакованность не катастрофичная, можно устранить проблему с помощью присадки в бензин для очистки инжектора.
Заявленные свойства одинаковы для всех производителей. Например, присадка в бензин «Лавр»:
- восстанавливает геометрию распыляющих дюз, формирует правильный факел распыла;
- профилактические свойства: активация при высокой температуре, предотвращение образования термических шламов;
- адсорбирует воду, предотвращает образование ледяных пробок;
- улучшает смазывающие и охлаждающие свойства бензина;
- в целом повышает отдачу двигателя и снижает расход бензина.
Некоторые производители подходят к вопросу дифференцированно: например, присадка в бензин Ликви Моли выпускается с пятью степенями очистки инжектора.
- мягкий очиститель борется с небольшими отложениями;
- стандартный состав помогает в случаях, когда проблемы впрыска заметны без диагностики;
- эффективный очиститель устраняет сильные загрязнения, из-за которых растет расход топлива и снижается мощность;
- состав усиленного действия поможет пробить дюзы даже при полной неработоспособности инжектора;
- и, наконец, есть долговременная жидкость, работающая в профилактических целях.
Принцип работы простой: шлаки растворяются, выдавливаются в камеру сгорания, и уничтожаются.
Присадки в бензин для очистки топливной системы
В бензиновых магистралях много мест, где может образоваться загрязняющий налет. Начиная от фильтра тонкой очистки, до электродов свечей зажигания и впускных клапанов.
Даже если при этом форсунки работают нормально, могут появиться сбои в работе мотора по причине неплотного прилегания клапанов, недостаточного искрения свечи или банального «тромба» в топливопроводе.
Такие составы не только очищают систем, но и работают в качестве профилактики неисправностей катализаторов. Например, присадка Винс.
- очищает впускные клапаны, поверхность поршня и даже инжекторы;
- снижает трение между частями поршневой группы, где не работает моторное масло;
- промывает систему рециркуляции отработанных газов EGR;
- вымывает отложения в камере сгорания;
- снижает уровень CO и CH;
- повышает экономичность, приемистость мотора;
- не вступает в реакцию с катализаторами, способствует их мягкому очищению.
Или Супротек: присадка в бензин, которая собирает в основном позитивные отзывы.
- задекларировано и подтверждено повышение надежности всех компонентов системы подачи топлива;
- улучшение производительности топливного насоса;
- разумеется, снижение расхода топлива и увеличение производительности мотора;
- снижение предпосылок к детонации, даже при некачественном бензине;
- уменьшение содержания токсичных составляющих отработанных газов.
Набор типовой, но судя по отзывам потребителей, все это реально работает.
Важно! Касается именно Suprotec: Присадка Супротек Актив Плюс Бензин добавляется в моторное масло, несмотря на наименование. Производитель имеет в виду тип топлива (бензин, а не дизель).
Присадка в бензин для раскоксовки поршневых колец
Это особая категория моторной химии, хотя функция иногда заявляется в универсальных составах. Проблема в том, что при использовании некачественного моторного масла, канавки маслосъемных колец зашлаковываются настолько, что намертво фиксируют пружинные элементы. Явление называется: «залегли кольца».
При этом могут пострадать не только маслосъемные, но и компрессионные элементы. Многофункциональные присадки для бензина не смогут решить проблему, поскольку не обладают требуемой агрессивностью.
Кроме того, настоящие препараты для борьбы с залеганием колец не добавляют в топливо: их заливают в цилиндры.
Популярный состав от «Лавр» достаточно эффективно борется с проблемой:
- состав заливается в свечные отверстия и остается в цилиндрах на несколько часов;
- после этого производится пуск двигателя, и непродолжительная работа на холостых оборотах;
- если замеры компрессии показали норму (присадка подействовала), следует залить свежее топливо и поменять масло.
Как правило, такие присадки позволяют отсрочить капитальный ремонт двигателя. Интересно, что не все производители автохимии выпускают подобные составы. Например, Liqui Moly для раскоксовывания колец предлагает добавку в моторное масло.
Обзор наиболее популярных присадок для бензина — видео
Октановые корректоры и присадки для профилактики
Некоторые производители автомобилей предлагают добавки в топливо для компенсации невысокого качества топлива в регионе продаж. Например, известная с недавних пор присадка в бензин VAG.
Интересно, что раннее, производитель запрещал использование добавок в принципе. А сейчас рекомендует их к применению даже на фирменных СТО. Такие присадки мягко промывают топливную систему, форсунки, и предотвращают детонацию.
Еще один вариант корпоративной химии: присадка в бензин Castrol TBE. Помимо стандартного набора функций (промывка, мягкое раскоксовывание), этот состав непосредственно влияет на качество топлива.
Октан-корректор: присадка Хай Гир. Именно эта торговая марка ассоциируется с улучшением качества бензина на отечественных заправках. По отзывам автовладельцев, добавка действительно увеличивает октановое число на 1-3 единицы. При этом корректировка происходит только в сторону увеличения.
Что касается остальных свойств – кроме дополнительной очистки топливной системы, производитель ничего не предлагает.
Итог
Пользоваться автомобильной химией, или нет – личное дело каждого. Кроме Volkswagen AG, никакой производитель автомобилей не предлагает в директивной форме лить присадки в бензин. Однако отзывы водителей и результаты тестов свидетельствуют об эффективности большинства добавок.